Рецензия на книгу
Мара и Морок
Лия Арден
Аноним11 августа 2025 г.Новое прочтение славянских легенд
Долго я подходила к чтению этой книги: не то, чтобы это был мой жанр. Дважды начинала и дальше первой главы не шла. Сейчас ее время настало!
Мне кажется, «Мара и Морок» - это тот редкий случай, когда фэнтези не просто развлекает, но и будто шепчет тебе древние легенды. Здесь прослеживается дыхание славянского мира: Морана, Мары, тени - все это не выдумано, а глубоко родное, родом из наших народных сказаний. При этом, Лия Арден дает нам возможность расширить границы народного эпоса: она создает образ Агаты, последней служительницы богини смерти, которая воскресла ради мести - очень близкий славянскому представлению о сильной, но трагичной судьбе женщины-проводницы между мирами.
У Арден герои - не плоские клишированные фигуры, а живые, со сталью в сердце и чувствами, которые рвутся наружу. Например:
«Оказывается, не нужно иметь сильные руки, чтобы убивать родных. Хватит и гнилой души»Или забавный сарказм, который такой... с одной стороны странный, но с учетом темы смерти, которая идет красной нитью, будто и привычный:
«Я бы пошутила про свой отдых в могиле, но меня и оттуда подняли»Мне нравится, как эти цитаты отражают характер Агаты. Вспоминается:
«Ты с первой минуты показался мне занозой в заднице. — Приятно слышать, что я настолько глубоко задел твои чувства с первой минуты»Славянская атмосфера особенно чувствуется в описаниях природы:
«Зима – наше любимое время года... магия будто окутывает весь мир... серебряной, полной луной... нетронутый снег мерцать, будто усыпанный звёздами... воздух, пронзительно морозный, щиплет нос и кусает щеки»Мифология здесь органична: Мары - это не просто неживые тени, они - избранницы Мораны; Морок - и страшный, и одновременно странно притягательный герой, помощник и поводырь. Герои не только дерутся, но и размышляют о глобальном, страдают, шутят (вполне себе уместно – мне вообще юмор Арден достаточно близок). Здесь и любовь зарождается через призму смерти и возрождения, и судьба, которая вопреки всему, соединяет то, что казалось утраченным навеки. Взаимоотношения Агаты и Морока пропитаны и безысходностью, и нежной силой.
Слово «смерть» здесь не конец, а переход - в духе наших древних верований: смерть и возрождение, вечные циклы. И фраза о том, как легко убивать родных - это одновременно и про злую магию, и про забытые семейные узы, которые могут стать сильнее смерти.
Если коротко, то эта книга - как страшная, но притягательная деревенская сказка на ночь, с запахом снега и можжевельника, с холодом, который обжигает губы, и с теплом, что разгорается внутри от надежды, мести и любви. Рекомендую тем, кто любит фэнтези с душой и корнями, где мир мифов - не фон, а главный герой.
181K