Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девки

Николай Кочин

  • Аватар пользователя
    lenk0yan16 августа 2015 г.

    Сразу скажу, что книга не оправдала моих ожиданий. Троечку поставила автору за старания, хотя читать было трудно. Мне виделось, что вот будут крестьяне "темные", просвещенные комсомольцы-городские станут их обучать уму-разуму, ну и вскоре всем сделается хорошо. Потому как, со слов учительницы Галины, ситуация сложилась, мягко говоря, непростая:


    — Мы в селах живем в обстановке ужасающих контрастов. Читают Маркса и рядом по соседству гадают на бобах. Молятся от засухи святому отцу Серафиму и тут же радио на соломенной крыше, слушают лекцию про план ГОЭЛРО и освещаются лучиной, тут элементы социализма и средневековье рядом. Вавила Пудов бегал по деревне и рассказывал: «В Китае побили всех коммунистов, скоро у нас будут бить». Это классовый выпад. Пишут, мы вступили в полосу культурной революции. Так надо работать. Без поголовной грамотности нам ничего не достигнуть. Это мое категорическое мнение... Категорическое... А учебников нет. Карандашей нет. Как же это? — Глаза ее наполнились слезами. — Ведь ребятам писать нечем... а одной водки выпивают в престольные праздники столько, что две школы построишь...

    Обстановка какая-то совсем безнадежная. Суеверия, предрассудки, насилие, бедность, пьянство как самый привычный вид досуга, неприятие нового, а временами натуральная ксенофобия. Кто-то пытается вырваться, кто-то терпит, большинство все устраивает, процветает двуличие. В книге очень много жестокости. За тех, кто пытается – переживаешь. Не всем удается вырваться и зажить нормально, своей головой и по-людски.

    Главных героев я не смогла определить, "геройствуют" все. В книге речь идет об одной конкретной деревне и ее населении, а уж там кто во что горазд. Читая, просто наблюдаешь за ними, выделяя тех, кто симпатичен.

    Основная сложность у меня возникла в самом восприятии текста. Книга написана не тем русским языком, который я изучала в школе и который использую как инструмент для общения. Повстречала множество незнакомых слов, порядок их в предложении тоже часто удивлял. Как пример – вот самые первые строки:


    Сторонушка наша пестра и местоположением и народом. Жителей стороны нашей водохлебами величают. Это про нас присловье сложено: Нижний — Москве сосед ближний.
    Искони слыла Волга народу поилицей-кормилицей и неровно старателей обделяла. Плодила для сел хитрецов к пройдох, лиходеев и рвачей — кто кого смог, тот того и с ног. Подавала шикозных половых в прическах шимми — белотельцев, запевал и чистоплюев. Перекраивала Волга-матушка мужиков-cepяков в бойковатых малярного дела мастеров да в штукатуров...

    В общем, погружение вышло полным, отходила долго. Если интересуетесь жизнью и нравами российской деревни начала 20 века – читайте. Если нет – не читайте, увлекательного, а уж тем более веселого в книге мало.

    7
    67