Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери. Человек, который смеется. Гаврош
Виктор Гюго
Аноним10 августа 2025 г.Книга, которую дочитываешь из упрямства.
Итак, с "Собором парижской Богоматери" я благополучно распрощалась. По ощущениям: как расставание с абьюзером. Прослезилась в конце, птичку жалко, но в целом....Наконец-то!
⠀
Условно, по моим соображениям, в этой книге всего два положительных персонажа - это Квазимодо и мать Эсмеральды. Остальные....ну, кто во что горазд. И пожалуй, не стану смешивать грешное с праведным и напишу про каждого, заинтересовавшего меня, отдельно. Начнём с Эсмеральды.
⠀
Насколько же глупа становится женщина, когда она влюбляется! А ещё глупее она оказывается, если ей не посчастливилось, и она влюбилась в мудака....тут всё: пиши-пропало.
⠀
Её образ реально интересен до встречи с капитаном Фебом. Эту мразь, как по мне, так сначала надо кастрировать, а потом расстрелять. Но о нём позднее. Вернёмся к девушке.
⠀
Молодая, красивая, с целью в жизни - найти своих родителей, она легка, весела и любима. Пляшет со своей козочкой, веселит народ и вся жизнь впереди....но нет же. Попался ей на глаза этот чёртов капитан. Молодой, красивый, в мундире...спас её...ну грех не влюбиться, всё понимаю, сама такая же....но бляяяяяя....Ну включи ты мозг, дура (эту фразу во время чтения повторяла очень часто)....ну хоть немного....это же не больно...
⠀
Только вот обидно. Реально обидно. Тебя спасли, ради тебя готовы на всё, ты ж даже мать свою нашла...ну кой х€р тебя понёс орать его имя в тот самый момент, когда этот бл&дский капитан пришёл вообще не за тобой, а просто тупо отчитаться перед командиром, который, между прочим, тебя же и ищет, чтобы вздёрнуть на виселице....нет, это невозможно....сохрани меня, Боже, от такой потери рассудка и здравого смысла!
⠀
И, как бы ужасно это ни звучало: виселица для неё - стала единственным выходом при таком-то характере и отсутствии элементарного инстинкта самосохранения.
⠀
Единственное, о чем я реально сожалею, так это о том, что умерла она в святой уверенности, что Феб её любит. Справедливости ради, он и чувства-то такого не знает.
Но, как говорится: аплодисменты, занавес. Эсмеральда вздёрнута, мать погибла, священник и горбун туда же, а капитан Феб преспокойно женился.
Надеюсь, хоть на том свете они не пересекутся.
***
Следующий в моем списке - архидьякон. Уважаемый в одних кругах, ненавидимый в других - господин Клод Фролло (имя правильно выговорила раза с 7го, ибо постоянно путалась в последовательности букв).
⠀
И если между книгой и фильмом, вы выбрали второе, то, безусловно, священник покажется абсолютно отрицательным персонажем, смерть которого - как бальзам на сердце для всех зрителей.
⠀
Но если всё же попытаться прочитать книгу (хотя, учитывая стиль Гюго, это реально непросто), то можно заметить, что ему в определённой мере можно посочувствовать.
⠀
С ранних лет Клод был отдан в обучение. Наука и Библия - всё, что ему было ведомо. Священник, интересующийся тайнами философского камня - даже в те времена это было чем-то из ряда вон выходящим. Оттого то и стали поговаривать, мол он чернокнижник. Хотя на самом деле - это было просто проявление пытливого ума, любопытство и тягу к знаниям которого не могло унять одно лишь толкование христианства того времени, где малейшее отклонение от воли церкви - грех, карающийся смертной казнью с формулировкой "за колдовство".
Долгие годы Клод умело балансировал на этой тонкой грани науки и религии....книги и опыты - вот страсть всей его жизни. Стоит ли осуждать, если ничего другого он не знал и не ведал.
⠀
Первым "пробуждением" его души стала любовь к младшему брату Жеану, который остался на его попечении после смерти родителей. Совсем крошечный, младший брат стал для Клода всем, что можно назвать словом "семья".
⠀
Архидьякон и Квазимодо на попечение взял, как бы заключая "сделку" с Богом: мол тот вырастит и выходит урода, а Бог взамен простит все будущие возможные прегрешения брата.
⠀
Взаимности или благодарности от родственника дождаться не пришлось - Жеан вырос максимально избалованным и далёким от всего, что ценил старший брат.
⠀
Вообще, у Бога классное чувство юмора. Не всегда нам понятное, но классное, а потому следующая попытка пробудить душу архидьякона стала для него ударом под дых (точнее, под другое место, но кого интересуют такие детали): то была встреча с Эсмеральдой.
Молодая цыганка соединила в себе всё, что в то время трактовалось словом "грех": красивая, манящая, с дрессированной козочкой, весёлая, лёгкая, свободолюбивая, живая и настоящая. Ну как тут устоять?
⠀
Правильно, никак. Собственно, архидьякон и не устоял. Хотя честно старался. Привычный уклад мироустройства полетел к чертям. Молитвы, пост, трудотерапия - ничего не спасало нашего героя от образа цыганки.
⠀
Гюго постарался максимально доходчиво описать его мучения. И скажу я вам: Клод действительно страдал. Ведь всё то, что прежде прекрасно работало, вдруг по какой-то причине перестало. И что делать - он абсолютно не представляет.
⠀
Добавить к этому апокалипсису в душе давление гормонов и многолетний целибат - и мы получим адскую смесь, способную уничтожить человека.
⠀
От первого признания священника в чувствах к Эсмеральде даже у меня мороз по коже пробежал. Я отлично представляю, что значит говорить другому о чувствах, которые в тебе самом вызывают ужас, ибо по всем законам здравого смысла их быть не должно! Ты знаешь, что это неправильно, нелогично, невозможно, но ничего с собой сделать не можешь.
⠀
Это сейчас, в XXI веке, когда коучи и психологи льют в уши из каждого утюга, хорошо говорить о выборе и свободе. А тогда этого не было.
Что значило для человека его образования и положения, влюбиться в цыганку? Смерть обоим. Не меньше и не больше.
⠀
И да, он совершал дурные поступки, за которые поплатился жизнью и своей, и Эсмеральды. Я не оправдываю. Но понимаю.
Как бы то ни было, на свой лад, своим привычным пониманием жизни, он старался её спасти, в отличие от того же Феба, который вообще прикинулся котиком с лапками или Пьера Гренгуара, который типа спасал её под давлением.
⠀
И да, жажда обладания захлестнула архидьякона с головой, лишив рассудка. Оттого, скорее всего, смерть стала единственным избавлением от страданий, в которых он увяз в головой.
Да, он подставил девушку, отправив в тюрьму за собственное преступление. Да, это было тем, что характеризует его, как отрицательного героя. И это оправдывать нельзя.
Таков его путь, как героя книги. Однако в нем было меньше трусости и больше чувств, нежели в вышеупомянутых товарищах и именно поэтому в некоторых моментах Клод вызывает во мне сострадание.218