Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери. Человек, который смеется. Гаврош

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним10 августа 2025 г.

    Книга, которую дочитываешь из упрямства.

    Итак, с "Собором парижской Богоматери" я благополучно распрощалась. По ощущениям: как расставание с абьюзером. Прослезилась в конце, птичку жалко, но в целом....Наконец-то!

    Условно, по моим соображениям, в этой книге всего два положительных персонажа - это Квазимодо и мать Эсмеральды. Остальные....ну, кто во что горазд. И пожалуй, не стану смешивать грешное с праведным и напишу про каждого, заинтересовавшего меня, отдельно. Начнём с Эсмеральды.

    Насколько же глупа становится женщина, когда она влюбляется! А ещё глупее она оказывается, если ей не посчастливилось, и она влюбилась в мудака....тут всё: пиши-пропало.

    Её образ реально интересен до встречи с капитаном Фебом. Эту мразь, как по мне, так сначала надо кастрировать, а потом расстрелять. Но о нём позднее. Вернёмся к девушке.

    Молодая, красивая, с целью в жизни - найти своих родителей, она легка, весела и любима. Пляшет со своей козочкой, веселит народ и вся жизнь впереди....но нет же. Попался ей на глаза этот чёртов капитан. Молодой, красивый, в мундире...спас её...ну грех не влюбиться, всё понимаю, сама такая же....но бляяяяяя....Ну включи ты мозг, дура (эту фразу во время чтения повторяла очень часто)....ну хоть немного....это же не больно...

    Только вот обидно. Реально обидно. Тебя спасли, ради тебя готовы на всё, ты ж даже мать свою нашла...ну кой х€р тебя понёс орать его имя в тот самый момент, когда этот бл&дский капитан пришёл вообще не за тобой, а просто тупо отчитаться перед командиром, который, между прочим, тебя же и ищет, чтобы вздёрнуть на виселице....нет, это невозможно....сохрани меня, Боже, от такой потери рассудка и здравого смысла!

    И, как бы ужасно это ни звучало: виселица для неё - стала единственным выходом при таком-то характере и отсутствии элементарного инстинкта самосохранения.

    Единственное, о чем я реально сожалею, так это о том, что умерла она в святой уверенности, что Феб её любит. Справедливости ради, он и чувства-то такого не знает.
    Но, как говорится: аплодисменты, занавес. Эсмеральда вздёрнута, мать погибла, священник и горбун туда же, а капитан Феб преспокойно женился.
    Надеюсь, хоть на том свете они не пересекутся.
    ***
    Следующий в моем списке - архидьякон. Уважаемый в одних кругах, ненавидимый в других - господин Клод Фролло (имя правильно выговорила раза с 7го, ибо постоянно путалась в последовательности букв).

    И если между книгой и фильмом, вы выбрали второе, то, безусловно, священник покажется абсолютно отрицательным персонажем, смерть которого - как бальзам на сердце для всех зрителей.

    Но если всё же попытаться прочитать книгу (хотя, учитывая стиль Гюго, это реально непросто), то можно заметить, что ему в определённой мере можно посочувствовать.

    С ранних лет Клод был отдан в обучение. Наука и Библия - всё, что ему было ведомо. Священник, интересующийся тайнами философского камня - даже в те времена это было чем-то из ряда вон выходящим. Оттого то и стали поговаривать, мол он чернокнижник. Хотя на самом деле - это было просто  проявление пытливого ума, любопытство и тягу к знаниям которого не могло унять одно лишь толкование христианства того времени, где малейшее отклонение от воли церкви - грех, карающийся смертной казнью с формулировкой "за колдовство".
    Долгие годы Клод умело балансировал на этой тонкой грани науки и религии....книги и опыты - вот страсть всей его жизни. Стоит ли осуждать, если ничего другого он не знал и не ведал.

    Первым "пробуждением" его души стала любовь к младшему брату Жеану, который остался на его попечении после смерти родителей. Совсем крошечный, младший брат стал для Клода всем, что можно назвать словом "семья".

    Архидьякон и Квазимодо на попечение взял, как бы  заключая "сделку" с Богом: мол тот вырастит и выходит урода, а Бог взамен простит все будущие возможные прегрешения брата.

    Взаимности или благодарности от родственника дождаться не пришлось - Жеан вырос максимально избалованным и далёким от всего, что ценил старший брат.

    Вообще, у Бога классное чувство юмора. Не всегда нам понятное, но классное, а потому следующая попытка пробудить душу архидьякона стала для него ударом под  дых (точнее, под другое место, но кого интересуют такие детали): то была встреча с Эсмеральдой.
    Молодая цыганка соединила в себе всё, что в то время трактовалось словом "грех": красивая, манящая, с дрессированной козочкой, весёлая, лёгкая, свободолюбивая, живая и настоящая. Ну как тут устоять?

    Правильно, никак. Собственно, архидьякон и не устоял. Хотя честно старался. Привычный уклад мироустройства полетел к чертям. Молитвы, пост, трудотерапия - ничего не спасало нашего героя от образа цыганки.

    Гюго постарался максимально доходчиво описать его мучения. И скажу я вам: Клод действительно страдал. Ведь всё то, что прежде прекрасно работало, вдруг по какой-то причине перестало. И что делать - он абсолютно не представляет.

    Добавить к этому апокалипсису в душе давление гормонов и многолетний целибат - и мы получим адскую смесь, способную уничтожить человека.

    От первого признания священника в чувствах к Эсмеральде даже у меня мороз по коже пробежал. Я отлично представляю, что значит говорить другому о чувствах, которые в тебе самом вызывают ужас, ибо по всем законам здравого смысла их быть не должно! Ты знаешь, что это неправильно, нелогично, невозможно, но ничего с собой сделать не можешь.

    Это сейчас, в XXI веке, когда коучи и психологи льют в уши из каждого утюга, хорошо говорить о выборе и свободе. А тогда этого не было.
    Что значило для человека его образования и положения, влюбиться в цыганку? Смерть обоим. Не меньше и не больше.

    И да, он совершал дурные поступки, за которые поплатился жизнью и своей, и Эсмеральды. Я не оправдываю. Но понимаю.
    Как бы то ни было, на свой лад, своим привычным пониманием жизни, он старался её спасти, в отличие от того же Феба, который вообще прикинулся котиком с лапками или Пьера Гренгуара, который типа спасал её под давлением.

    И да, жажда обладания захлестнула архидьякона с головой, лишив рассудка. Оттого, скорее всего, смерть стала единственным избавлением от страданий, в которых он увяз в головой.
    Да, он подставил девушку, отправив в тюрьму за собственное преступление. Да, это было тем, что характеризует его, как отрицательного героя. И это оправдывать нельзя.
    Таков его путь, как героя книги. Однако в нем было меньше трусости и больше чувств, нежели в вышеупомянутых товарищах и именно поэтому в некоторых моментах Клод вызывает во мне сострадание.

    2
    18