Рецензия на книгу
И дольше века длится день…
Чингиз Айтматов
Аноним9 августа 2025 г.И снова шли поезда с востока на запад и с запада на восток…
Приступала я к чтению абсолютно без каких-либо ожиданий, поэтому ворох эмоций и удивлений был абсолютным сюрпризом. Тут на книгу в отзывах почти одни пятерки (ну или десятки, как вам угодно), мне же она, увы, оставила только массу вопросов, где-то даже вызывала желание вступить с ней в спор.
Начинается эта история с того, как в ауле при железнодорожной станции умирает очень пожилой человек. Сразу начинаются приготовления к похоронам, главный герой - Буранный Едигей, хлопочет над совершением обряда по всем традициям, однако выясняет, что родовое кладбище селения было снесено для строительства космодрома. Уже тогда у автора в разговорах Едигея с сыном скончавшегося мужчины мелькает мысль о противостоянии культуры прошлого и беспринципного стремления к будущему, но это все развернется с большей силой чуть позже.
Если сводить роман к разбору на простые составляющие, можно сказать, что в том, собственно, и есть весь основной линейный сюжет. Однако, дальше мы углубляемся в отрывки из прошлого Едигея и его товарища Абуталипа Куттыбаева – человека с крайне непростой судьбой. Абуталип во время Второй мировой войны пережил плен, участвовал в югославском сопротивлении и в итоге оказался в далеком ауле, начал спокойную жизнь, завел детей. Он начал потихоньку передавать знания детишкам и даже стал местным учителем, но не уберегся от репрессий времен позднего сталинизма и мелких чиновников, желающих выслужиться перед маниакальной машиной повсеместного поиска врагов. Автор показывает, как донос на Куттыбаева уничтожает не только его самого, но и навсегда оставляет неизгладимый след на всех его близких. Едигей, вроде как, жестко реагирует на эту трагедию, но все же вместе с тем где-то на задворках общественного сознания звучит упадническая покорность и смирение со своей тяжкой судьбой.
На таком ярком примере легко считывается неприкрытая критика режима, однако на самом деле она уходит глубже и дальше рассматривается автором скорее в контексте того, как в стремлении к прогрессу коммунизма со всеобщим равенством планомерно уничтожается идентичность малых народов. Для этого текст несколько раз прерывается легендами. Вначале была история про то самое кладбище, уничтоженное ради космодрома. Это сказание несет в себе мысль о ценности памяти предков и ужасном грехе ее уничтожения. Потом еще была история про верблюда Едигея и вставленная автором в роман годами позже повесть «Белое облако Чингисхана». Все эти эпизоды безусловно красочно обрисовывают культуру бескрайних степей и помогают нам лучше понять душу их обитателей. Тут, мне кажется, автор давит на больную рану, ту самую не без которой в числе других в последствии развалились-таки советы. Многие республики населяли народы со своим глубочайшим культурным слоем, для которых законы партии по уравнению граждан и стиранию между ними границ воспринимались сродни смерти памяти поколений.
Параллельно с основными событиями и углублением автора в прошлое внезапно идет фантастическая линия, которая, по моему скромному мнению, не выдерживает абсолютно никакой критики. С того самого космодрома, построенного на кладбище, в космос отправляется разведывательный аппарат, летящий к орбитальной станции вокруг планеты Икс с целью установки причины исчезновения ее экипажа. Мне вот тут сразу стало интересно, что за планета такая и где находится, что корабль до нее летит от силы день, но ладно, опустим. Там разведчики выясняют что экипаж покинул станцию, потому что с ними связались пришельцы и те, значит, решили всем скопом полететь со скоростью света (опустим) посмотреть на их планету под названием Лесная Грудь. Лесногрудцы оказываются добрыми справедливыми и вообще самыми прекрасными обитателями Вселенной с обществом, не знающем ни войн, ни раздоров, но вот с планетой им не повезло, она постепенно разваливается от пылевых бурь (хотя автор сказал, что эти пришельцы умеют контролировать климат, но ладно, снова опустим). Инопланетяне хотят вступить с человечеством в контакт, попробовать обменяться опытом и совместными усилиями решить все взаимные проблемы. Но правительства Земли, настороженные по отношению не то, что к пришельцам, а к друг другу, (здесь у автора это американцы и русские, что логично для времен биполярного мироустройства) в постоянных спорах все же приходят к решению, что надо просто сделать вид, что ничего не происходит, и навсегда отгораживают нашу планету от космоса неким щитом молчания.
Вся эта история кажется очень инородной. Мало того, что она в целом написана без малейшего углубления хотя бы в основы, (типа того, что Луна у автора – планета), так еще и выглядит, как абсолютно ненужный довесок к основной истории. Понятно, что сделано это для того, чтобы усилить контраст, показать, как наши человеческие правительства, боящиеся друг друга, опять все решают за нас. Но вот ощущается это все вроде того, как если бы к пальто на рынке внезапно подарили какую-нибудь разваливающуюся дешевую брошку, которую и выкинуть жалко, и девать некуда, а не принять будет крайне неуважительно. Тем не менее, не буду сильно придираться к фантастике, ведь сам автор утверждал:
Моё направление — реалистическая проза эпического повествования. Я не вижу себя автором фантастических произведений, бестселлеров, детективов. У меня свой путь.В итоге могу сказать, что такой вот микс из фольклора, реализма и фантастики – это нечто слишком нагроможденное и не особо совместимое. Вернее нет, оно бы сработало будь между всем этим связь чуть большая, чем метафорическое сравнение. В целом роман читался очень сложно, у автора довольно тяжелый слог, в темп которого было непросто встроиться, история Едигея, наполненная лишь страданием и постоянным превозмоганием тоже, естественно, не навевала на светлые мысли, ну а все эти пришельцы вообще вызывали только недоумение. Возможно, мне эта история не близка еще и из-за расхождения моего личного мнения с авторским, либо я не до конца его поняла. Через весь роман красной нитью прослеживается противостояние устоев накопленной народом культуры и пришедшего их уничтожить прогресса. У автора все складывается так, что все новое непременно лишь рушит жизни людей и обрекает их на забытье. Я могу понять этот страх, особенно во времена великих перемен, но увы, считаю, что это неизбежно.
Степь огромна, а человек невелик. Степь безучастна, ей всё равно, худо ли, хорошо ли тебе, принимай ее такую, какая она есть, а человеку не всё равно, что и как на свете, и терзается он, томится, кажется, что где-то в другом месте, среди других людей ему бы повезло, а тут он по ошибке судьбы...66779