Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним9 августа 2025 г.О крушении романтических идеалов
В русском литературоведении творчество Ф.М. Достоевского часто характеризуют как «реализм в высшем смысле». Однако, самый известный роман Федора Михайловича, как известно, написан на стыке литературных эпох романтизма и реализма. Перечитывая "Преступление и наказание" после погружения в мир позднего романтизма Эмили Бронте и Михаила Ю. Лермонтова, я невольно обратила внимание на то, как многие черты, традиций и принципы позднего романтизма находят отражение в романе и преимущественно в образе его главного героя, и как внутренняя трансформация персонажа знаменует крушение романтических идеалов и переход к реализму.
Итак, какие основные черты и принципы романтизма проявляются в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"?
Родион Раскольников - "исключительный" герой, совершающий убийство в целях проведения психологического эксперимента и проверки своей теории о людях "обыкновенных" и "необыкновенных" на практике, в "исключительных" обстоятельствах, а именно в условиях "страшной" июльской жары в Петербурге, на улицах которого стояла "к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь.... - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши".
Главный герой романа одинок, "угрюм, мрачен, надменен и горд", что безусловно роднит персонажа Ф.М. Достоевского с героями произведений позднего романтизма.
Совершая двойное убийство, Раскольников, одержимый демоническим началом ("А старушонку эту черт убил, а не я..."), восстает против Бога и возвышается над христианской моралью. Считая себя "избранным", Родион живет возвышенным и осознает внутреннюю взаимосвязь добра и зла: "Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется..."
Вот только философско-психологический эксперимент Раскольникова терпит полное фиаско. Склонный к рефлексии и самобичеванию главный герой не выдерживает мук совести и нравственных страданий, и, преследуемый страхом разоблачения, убедившись в несостоятельности собственной теории, открывается Соне: "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.."
Таким образом, перед нами предстает не одержимый и хладнокровный психопат, а достойный любви и сострадания совестливый, ранимый, глубоко переживающий и тонко чувствующий молодой человек.
Судьбы героев произведений позднего романтизма обречены на трагический исход, Федор Михайлович же в своем романе дарует протагонисту искреннюю любовь, символизирующую духовное воскресение и перерождение Раскольникова: "... он нечаянно подошел к окну и вдруг увидел вдали, у госпитальных ворот Соню. Она стояла и как бы чего-то ждала. Что-то как бы пронзило в ту минуту его сердце"... "В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...".
Открытый финал романа воодушевляет, наполняет оптимизмом и надеждой на новую жизнь, на великий будущий подвиг, реализацию своего потенциала и обретение своего предназначения.
"Вместо диалектики наступила жизнь"...
9184