Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним9 августа 2025 г.

    Экзистенциально и тошнотворно

    Признаюсь, первые сто страниц я привыкала к слогу и специфике романа. Он представляет собой дневник некого Антуана Рокантена, который, объездив весь мир, проснулся от аллегорического сна приключений, обосновался в портовом городке Бувиль на севере Франции и приступил к работе над историческим исследованием жизнь маркиза де Рольбона. Уже в этом романе начинают обрисовываться идеи Сартра, которые позже лягут в его большую философскую работу «Бытие и ничто». В философии экзистенциализма Сартр выделяет три ключевых понятия – тревога, отчаяние и заброшенность. В «Тошноте» же присутствует схожее с заброшенностью понятие, которое главный герой описывает так


    Все эти предметы...как бы это сказать? Они мне мешали

    А позже добавляет:


    Лишний – вот единственная связь, которую я мог установить между этими деревьями, решеткой каштанами...я тоже был лишним

    Еще рассказчик часто страдает неким чувством «Тошноты». Он также часто думает о своем будущем и прошлом. Работая над жизнеописанием маркиза, герой живет только прошлым этого человека, а тошнота это фактически всплески ощущения реальности, настоящности, врывающиеся в жизнь героя. По Сартру есть три модуса существования – модус прошлого, будущего и настоящего. Настоящее как раз и представляет тошноту. Только в настоящем, осознавая себя здесь и сейчас, человек понимает всю ответственность перед человечеством за каждое свое действие. Отсюда возникает чувство тревоги перед этой бесконечной ответственностью. Так еще и во время этих всплесков существования человек ощущает себя абсолютно одиноким, беспомощным. Вот и получается тошнота.

    Еще в книге описывается ощущение приключения, что буквально является чувством нахождения в моменте, когда ты действуешь и, при этом, ощущаешь течение времени. Такое же чувство, но под другим названием, описывает бывшая спутница рассказчика Анни. Она называет это совершенные мгновения.

    Между этими философствованиями проглядывается и художественная сторона романа. Где бы вы еще нашли сравнение рта удивленной женщины с задницей курицы или желтого и твердого лица мужчины с айвой. В романе есть и поток сознания, и размышления о природе обычных вещей, и описания, доводящие до реальной тошноты.

    Герои тоже в романе интересные. Наверное, и Антуана и Анни можно было отнести к образу героя «музыканта», такому чувственному, вечно спотыкающемуся, яркому, который и кончает не очень. Еще интересна линия Антуана и Самоучки. Особенно их спор о гуманизме, за что потом экзистенциализм называли негуманной философией, но это все вы можете почитать в эссе Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм».

    4
    296