Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облако в штанах

Владимир Маяковский

  • Аватар пользователя
    NikitaOganesyan8 августа 2025 г.

    "Хотите — буду от мяса бешеный — и, как небо, меняя тона — хотите — буду безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!"

    Шедевр. Ай да Маяковский!
    Поэма в стихах. Бунт. Протест. Затрагивает почти все сферы жизни: любовь, искусство, политику, религию.

    С первых строк становится понятен тон произведения — дерзкий и кричащий:


    Вашу мысль,
    мечтающую на размягченном мозгу,
    как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
    буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
    досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
    У меня в душе ни одного седого волоса,
    и старческой нежности нет в ней!
    Мир огромив мощью голоса,
    иду — красивый,
    двадцатидвухлетний.

    После громогласного вступления лирический герой томится в ожидании своей любви. Девушка опаздывает, напряжение нарастает:


    Упал двенадцатый час,
    как с плахи голова казненного.
    В стеклах дождинки серые
    свылись,
    гримасу громадили,
    как будто воют химеры
    Собора Парижской Богоматери.

    Долгожданная встреча приносит горькую весть: «Знаете — я выхожу замуж».


    Allo!
    Кто говорит?
    Мама?
    Мама!
    Ваш сын прекрасно болен!
    Мама!
    У него пожар сердца.
    Скажите сестрам, Люде и Оле, —
    ему уже некуда деться.
    Каждое слово,
    даже шутка,
    которые изрыгает обгорающим ртом он,
    выбрасывается, как голая проститутка
    из горящего публичного дома.

    Вторая часть — о поэтах, художниках, искусстве.


    А за поэтами —
    уличные тыщи:
    студенты,
    проститутки,
    подрядчики.
    Господа!
    Остановитесь!
    Вы не нищие,
    вы не смеете просить подачки!

    Для Маяковского это личная тема. Угнетение и цензура в Советской России сковывают по рукам и ногам:


    Я,
    обсмеянный у сегодняшнего племени,
    как длинный
    скабрезный анекдот,
    вижу идущего через горы времени,
    которого не видит никто.

    Третья часть — о репрессиях, ссылках, презумпции виновности:


    Вы думаете —
    это солнце нежненько
    треплет по щечке кафе?
    Это опять расстрелять мятежников
    грядет генерал Галифе!
    Выньте, гулящие, руки из брюк —
    берите камень, нож или бомбу,
    а если у которого нету рук —
    пришел чтоб и бился лбом бы!

    Плавно переходим к религии:


    Дай им,
    заплесневшим в радости,
    скорой смерти времени,
    чтоб стали дети, должные подрасти,
    мальчики — отцы,
    девочки — забеременели.
    И новым рожденным дай обрасти
    пытливой сединой волхвов,
    и придут они —
    и будут детей крестить
    именами моих стихов.
    <...>
    И когда мой голос
    похабно ухает —
    от часа к часу,
    целые сутки,
    может быть, Иисус Христос нюхает
    моей души незабудки.

    Критика Бога, отголоски ницшеанской философии:


    Я тоже ангел, я был им —
    сахарным барашком выглядывал в глаз,
    но больше не хочу дарить кобылам
    из сервской муки изваянных ваз.
    Всемогущий, ты выдумал пару рук,
    сделал,
    что у каждого есть голова, —
    отчего ты не выдумал,
    чтоб было без мук
    целовать, целовать, целовать?!
    <…>
    Эй, вы!
    Небо!
    Снимите шляпу!
    Я иду!
    Глухо.
    Вселенная спит,
    положив на лапу
    с клещами звёзд огромное ухо.

    Сложно объективно оценивать стихотворные произведения. Процитирую Общество мёртвых поэтов: «Мы говорим не о трубах и сантехнике, а о поэзии». Каждое произведение имеет достоинства и недостатки, но в большей степени — это дело вкуса. Я убеждён, что поэзию нужно не столько понимать, сколько чувствовать. В этом плане неподражаемый Маяковский способен пробудить пожар в душе даже у тех, кто в танке.

    Жизнь не терпит покоя,
    лишь в движении — правда!
    Так взрывайте себя,
    чтоб родиться новым!

    Содержит спойлеры
    6
    190