Рецензия на книгу
Облако в штанах
Владимир Маяковский
NikitaOganesyan8 августа 2025 г."Хотите — буду от мяса бешеный — и, как небо, меняя тона — хотите — буду безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!"
Шедевр. Ай да Маяковский!
Поэма в стихах. Бунт. Протест. Затрагивает почти все сферы жизни: любовь, искусство, политику, религию.С первых строк становится понятен тон произведения — дерзкий и кричащий:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний.После громогласного вступления лирический герой томится в ожидании своей любви. Девушка опаздывает, напряжение нарастает:
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного.
В стеклах дождинки серые
свылись,
гримасу громадили,
как будто воют химеры
Собора Парижской Богоматери.Долгожданная встреча приносит горькую весть: «Знаете — я выхожу замуж».
Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.
Каждое слово,
даже шутка,
которые изрыгает обгорающим ртом он,
выбрасывается, как голая проститутка
из горящего публичного дома.Вторая часть — о поэтах, художниках, искусстве.
А за поэтами —
уличные тыщи:
студенты,
проститутки,
подрядчики.
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
вы не смеете просить подачки!Для Маяковского это личная тема. Угнетение и цензура в Советской России сковывают по рукам и ногам:
Я,
обсмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.Третья часть — о репрессиях, ссылках, презумпции виновности:
Вы думаете —
это солнце нежненько
треплет по щечке кафе?
Это опять расстрелять мятежников
грядет генерал Галифе!
Выньте, гулящие, руки из брюк —
берите камень, нож или бомбу,
а если у которого нету рук —
пришел чтоб и бился лбом бы!Плавно переходим к религии:
Дай им,
заплесневшим в радости,
скорой смерти времени,
чтоб стали дети, должные подрасти,
мальчики — отцы,
девочки — забеременели.
И новым рожденным дай обрасти
пытливой сединой волхвов,
и придут они —
и будут детей крестить
именами моих стихов.
<...>
И когда мой голос
похабно ухает —
от часа к часу,
целые сутки,
может быть, Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.Критика Бога, отголоски ницшеанской философии:
Я тоже ангел, я был им —
сахарным барашком выглядывал в глаз,
но больше не хочу дарить кобылам
из сервской муки изваянных ваз.
Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова, —
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!
<…>
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звёзд огромное ухо.Сложно объективно оценивать стихотворные произведения. Процитирую Общество мёртвых поэтов: «Мы говорим не о трубах и сантехнике, а о поэзии». Каждое произведение имеет достоинства и недостатки, но в большей степени — это дело вкуса. Я убеждён, что поэзию нужно не столько понимать, сколько чувствовать. В этом плане неподражаемый Маяковский способен пробудить пожар в душе даже у тех, кто в танке.
Жизнь не терпит покоя,
лишь в движении — правда!
Так взрывайте себя,
чтоб родиться новым!Содержит спойлеры6190