Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
Ksanta15 августа 2015 г.Как, все-таки, хрупка человеческая жизнь… Простой дождь может перечеркнуть все, что прожито, отнять любимого человека (маму), направить по пути диккенсовского Оливера Твиста. Я встретилась с главным героем Тео Декером, когда больной и дрожащий не то от лихорадки, не то от страха, забившись в номер амстердамской гостиницы, он вспоминает свою жизнь. И, вот, я уже вижу тринадцатилетнего подростка, опустошенного, потерянного и никому ненужного, который не может смириться с трагической смертью матери в результате теракта в музее. Жизнь его с этой минуты превращается в нечто, похожее на сон, полный кошмаров и призраков. Так начинается взросление мальчика… И пройдет он по жизни, и нахлебается «полной ложкой» всей мерзости, узнает настоящую любовь и попытается заменить ее на «копию». Сопровождать его в этой дороге будет картина, украденная им в полусознательном состоянии в том самом музее, картина, больше похожая на картонку с изображением щегла, прикованного к жердочке, созданная великим голландским художником.
Картина была настоящей, я это знал, знал - даже в темноте. Выпуклые жёлтые полосы краски на крыле, пёрышки прочерчены рукояткой кисти. В верхнем левом краю - царапина, раньше её там не было, крохотный дефектик, миллиметра два, но в остальном - состояние идеальное. Я переменился, а картина - нет. Я глядел, как лентами на неё ложится свет, и меня вдруг замутило от собственной жизни, которая по сравнению с картиной вдруг показалась мне бесцельным скоротечным выбросом энергии, шипением биологических помех, таким же хаотичным, как мелькающие за окнами огни фонарей.Я несколько раз пыталась прервать чтение, сердце щемило и душу наполняла тоска, но великая мучительница Донна Тартт не отпускала меня, заставляя читать свою книгу, нет, неправильно, не читать, а проживать вместе с Тео все несчастья мира, свалившиеся на него. Временами мне было больно и в горле появлялся ком, предательски начинало щекотать в носу. А местами меня мутило от натурализма и сцен, которые хотелось пропустить, но нельзя. Мне было страшно и в то же время приходило понимание того, что я то оказывается и не страдала никогда в жизни. По крайней мере, моя жизнь не была сплошным потоком несчастий и проблем, становилось стыдно за минуты, в которые я себя жалела…
Это настоящая литература, настоящая, потому что потребовала от меня работы не только мозга, но и сердца. Трудная, отталкивающая и гипнотически завораживающая книга.1363