Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Превращение

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним7 августа 2025 г.

    Диагноз как источник писательских идей?

    Из разговора с сыном: я - ему "Вот Кафку дочитала, ещё из серьёзного надо Музиля дочитать", он - мне "Мам, ты вообще сейчас никого без диагноза не читаешь?"
    Простите меня за такое начало, уважаемые серьёзные почитатели Кафки. У меня, к сожалению, даже в четвёртую встречу с текстом не возникло желания искать философских глубин. Возможно, из-за недавно прочитанной книги Флориан Иллиес - 1913. Лето целого века , где Кафка со своей маниакальной осторожностью перед жизнью жалок. Жалок, пожалуй, как его Грегор Замза, в одно отнюдь не прекрасное утро понявший, что за ночь превратился в огромное насекомое. Какое-то время он на автопилоте продолжает решать насущные проблемы: как всё-таки пойти на работу, кто станет покупать товар у такого коммивояжёра, как теперь получится обеспечивать семью... Но вскоре вполне осознанно он отрешается от человеческого, хотя до конца страдает от того, что никто не понимает, что он всё слышит, чувствует, узнаёт отца, мать и сестру и даже желает им добра. На мой взгляд, самая сильная сцена произведения - когда насекомое, обиженное тем, что новые жильцы не слишком высоко оценили игру сестры Греты на скрипке, собирается забрать её в свою комнату, не выпускать и только самому восхищаться её музыкой - музыка по-прежнему его волнует. Только обстоятельства не дали юной девушке пережить такого кошмара...
    Безусловно, шикарна и отсылка к книге Л. фон Захер-Мазох - Венера в мехах : именно портрет дамы в мехах Грегор ни за что не согласен отдать, когда опустошают его комнату...
    Произведение очень необычное, особенно если не забывать, что написано оно в начале ХХ века. Через двести лет его прекрасно озвучил Дмитрий Оргин, в чьём исполнении я его и прослушала.

    97
    372