Рецензия на книгу
Цвет волшебства
Терри Пратчетт
Аноним13 августа 2015 г.Ну вот наконец-то и я добралась до знакомства с Плоским миром. Начать решила с самой первой книги и подходила к ней с некоторыми ожиданиями, которые, так уж вышло, во многом не оправдались.
Вспомните основные заблуждения человека об устройстве мира (Земля плоская, стоит на слонах, а слоны на черепахе, Солнце вращается вокруг Земли, за край Земли можно упасть, а в фотоаппарате сидит маленький демон и рисует картинки). А теперь представьте, что все это правда. Знакомьтесь, это и есть Плоский мир, он же Диск.
Теперь о персонажах. Двацветок - первый и единственный турист в Плоском мире. Любознательный и наивный пофигист, сущий ребенок, который смотрит на все вокруг, разинув рот, и так и норовит сунуть пальцы в розетку и посмотреть, что будет. Он неисправимый оптимист, и тяга к приключениям в нем зашкаливает. Тяга, следует заметить, взаимная, ибо приключения поджидают Двацветка буквально на каждом шагу.
Ринсвинд - волшебник-недоучка, исключенный из университета магии за серьезный хулиганский проступок. Он знает лишь одно заклинание, но и его не может произнести, потому что с высокой долей вероятности это будут последние слова в его жизни, а возможно, и в жизни Плоского мира. Он боится всего на свете и от приключений предпочитает держаться подальше.
Я видел интересную жизнь, и я видел скуку. Скука была лучше.И вот пути этих двоих пересеклись. Учитывая природную непрушность Ринсвинда и патологическую склонность Двацветка лезть куда ни попадя, эта парочка становится магнитом для всевозможных неприятностей - примерно как в фильме "Невезучие". Далее автор повествует о путешествиях Ринсвинда и Двацветка по просторам Плоского мира, в которых их неизменно сопровождает очаровательный "питомец" незадачливого туриста - зубастый деревянный сундук на ножках, содержимое которого зависит от потребностей владельца, а его преданность хозяину и безжалостность к врагам поистине безграничны.
В общем-то, я никогда не жаловалась на свое воображение, но при чтении этой книги в некоторых эпизодах оно попросту не поспевало за развитием событий. Представьте, что герои, к примеру, спокойно стоят, разговаривают, а в следующую секунду они оказываются в другом месте, все вокруг без видимых причин начинает летать и вертеться, откуда-то в помещении берется ветер невиданной силы (торнадо?), или возникают непонятные вражины, мечущие ножи / копья / стрелы (нужное подчеркнуть). Пару страниц все мелькает со скоростью света, и не пойми что происходит, а потом все резко прекращается - ну, как бы само. Что это было? Да это так, вспышка магии. Как-то так. В какой-то момент мне показалось, что все происходящее перерастает в некий сумбур или винегрет из не связанных между собой передряг и чудесных спасений, следующих прямо друг за другом без перерыва. Лишь третья (последняя) часть - о путешествии к краю мира - выглядела для меня гармоничной, а потому наиболее интересной.
Цикл относится к жанру юмористического фэнтези. Юмор здесь - такой английский, рафинированный, но по-своему милый. Шутки не из тех, что заставят смеяться в голос, но улыбку вполне могут вызвать и не раз.
Мне понравилось устройство Плоского мира, были симпатичны главные герои, а вот сюжет как-то не впечатлил, книга показалась "сыроватой". Порой хотелось чуть меньше действа, но чтобы это действо было чуть более осмысленным и более взаимосвязанным, а то получаются приключения ради приключений. Хотя... Возможно, я уже давненько не читала чисто развлекательную литературу. Слышала мнение, что "Цвет волшебства" слабее, чем последующие книги, что на ней автор еще только раскачивался, - очень на это надеюсь, т.к. у цикла множество поклонников, и мне тоже хотелось бы подпасть под волшебные чары этого мира.
722