Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Murder in Mesopotamia

Agatha Christie

  • Аватар пользователя
    Yulia-A4 августа 2025 г.

    Жара, раскопки и убийство

    Привет из солнечной Месопотамии с места археологических раскопок и запутанного преступления! Очередная книга из серии про Пуаро ворвалась в мой ближайший список на почитать неожиданно и внезапно – я планировала ее взять в руки сильно позже, но итогово снова не пожалела о встрече с любимым детективом и любимым автором вне очереди. Это было жарко (не в том смысле, конечно, в каком вы могли бы подумать), думательно и напряженно. Черепки пролетели по закоулочкам, а песок насыпался в самые неудобные места, но я все равно осталась в восторге от путешествия!

    Медсестру Эми Ледеран приглашают присоединиться к археологическим раскопкам в качестве сиделки для жены руководителя экспедиции. Луиза Лейднер пребывает в крайне нервозном состоянии – женщине кажется, что ее преследуют и пытаются навредить. Насколько ситуация надуманна или реальна сестре Ледеран предстоит разобраться на месте и по обстоятельствам.

    Рассказчик событий в Месопатамии в этот раз сама медсестра Ледеран. Она прибывает на раскопки и сразу отмечает напряженную атмосферу в группе, тщательно скрываемую за показной вежливостью. Центральная фигура лагеря - Луиза Лейднер – властная красавица, не лишенная толики харизмы, которая буквально приковывает к себе внимание людей. Ей не важен оттенок чужого отношения – любят и восхищаются ли ею, или ненавидят, Луиза ценит именно факт интереса к собственной персоне.

    Медсестру Ледеран миссис Лейднер воспринимает сразу благосклонно - Эми с первой минуты проникается ее обаянием, а потому достаточно быстро женщина делится своей историей: Луиза уже была замужем ранее, но мужа, обвинив в госизмене, казнили. Однако через некоторое время после его смерти Луиза начала получать письма от него с угрозами, препятствующие ее сближению с другими мужчинами. Через время, правда, все прекратилось, и женщина сумела встретить будущего второго супруга и даже снова выйти замуж, но недавно письма возобновились. Миссис Лейднер опасается, что бывший супруг явился-таки по ее душу, потому как уже не раз замечала странных людей у лагеря, подглядывающих в окна, слышала в ночи шорохи и подозрительные звуки. Впрочем, не все так однозначно, как могло бы показаться сразу после откровений Луизы – стоит медсестре Ледеран взглянуть на письма и почерк в них, как она начинает подозревать, что автором этих строк может быть и сама миссис Лейднер вполне. До поры до времени, правда, пока ее не находят мертвой...

    «Убийство в Месопотамии» — это классический детектив автора, в котором преступление происходит на закрытой территории, а подозрение падает на ограниченную группу людей. Луизу Лейднер убивают в своей комнате в разгар рабочего дня, почти сразу после ланча. Муж с помощником в это время были на крыше, медсестра Ледеран отдыхала в своей комнате, другие члены группы занимались собственными археологическими делами на местах – кто у себя, кто в общей комнате, а кто на раскопках, однако самое главное – у ворот, единственного входа в лагерь, прозябала в эти часы прислуга и никого подозрительного, входящего внутрь, не заметила. Значит, убийца снова прячется на виду – это кто-то из участников экспедиции!

    Признаюсь, с самого начала мне оказалось нелегко влиться в происходящее. Автор выставила на поле столько людей, столько разных личностей, закрутила столько связей, что запомнить с первого появления, кто есть кто, оказалось невозможно. Несколько раз я возвращалась к первым главам и разговорам в начале, чтобы освежить в памяти факты и образы, дабы не запутаться. Поэтому длинная вступительная часть с расстановкой всех по местам, как никогда уместная в произведении, в этот раз пришлась мне особенно по вкусу. Хотя обычно я такое не люблю. По мне – сразу убили, сразу вступили в расследование, сразу разгребаем ворох всего вместе! Но в «Месопотамии» я, наоборот, хотела дольше задержаться на начале, больше присмотреться к членам группы и их взаимоотношениям, глубже проникнуть в характеры героев и их секреты.

    Убийство Луизы Лейднер вышло предсказуемым. Автор тщательно свела все ниточки на героине, потому вопрос, когда придет ее время, даже не появился. Потому, собственно, я и не стала скрывать этот факт во мнении. Когда начинаешь читать, сразу видишь метку жертвы на персонаже. А вот расследование, которое стартовало сразу по прибытию на место Пуаро, вышло ну совсем противоположным – запутанным и неочевидным.

    Из личных сюжетных достижения сегодня у меня в кармане: я вычислила наркомана, когда Пуаро на него указал; заподозрила подозрительную личность в подозрительности, и буквально через пару абзацев Пуаро подтвердил, что, мол, да, это «очевидный подозреваемый»; а еще предположила, что в группе есть контрабандисты, и они там тоже вспыли в этот момент, а Пуаро их разоблачил. Занавес! Если кратко, КПД моих логики, рассуждений и предположений сегодня оказался на нуле. Автор с детективом весь сюжет вели меня за ручку по нужному маршруту, а я только непонимающе крутила головой по сторонам и осоловело оглядывалась.

    Агата опять мастер и гений! Я снова преклоняюсь. В который раз меня смутила заурядным неспешным променадом по лагерю и опросом свидетелей, чтобы вылить финально какую-то феерическую развязку, от которой сорвало в голове ну вот буквально все! А ведь я подошла к этому моменту с вялым ощущением: «Что будет, то и будет»!

    Когда Пуаро собрал всех героев в одной комнате, дабы выступить с итоговой речью, обличая преступника (без шуток, это моя любимая сцена в книгах серии обычно!), я еще раз взглянула на подозреваемых и пофигистично подытожила отсутствие собственной догадки о случившемся. Доказательств против кого-то у меня в этот раз не накопилось и на каком-либо мотиве преступления я не остановилась также. Как было реализовано убийство? Очевидно: кто-то из экспедиции, может, вернулся с раскопок, может прошмыгнул в комнату к жертве в десятиминутный перерыв через дворик – все, в целом, тривиально. Здесь я подумала, о том, что из чувства признания к мэтру, поставлю книге 4-ку, и верну обратно на полку. Ну не зашло мне произведение, ну облажалась автор – получилось скучно и тухло (ага-ага, никогда такого не было, и вот я поверила в это опять!).

    Стоило Пуаро выложить карты на стол, как мой мозг с громким ором на весь дом взорвался от вау-эффекта! «В смысле он – убийца?!» - «немного» огорошила я домашних. А вот так. Вышло ошеломительно. Однако не пошло ни в какое сравнение с тем, когда Пуаро озвучил мотивы преступника. Тут я орнула во второй раз: «Да ладно, черт возьми?!». Но когда детектив обличил способ убийства - я просто упала в обморок, заработав синяк на... «плече», да-да! Перед этим, правда, еще раз прокричалась, потому, наверное, домашние и соседи подумали, что окончательно спятила, но... Есть немного. Я спятила, так как словила невероятный экстаз человека, обдуренного по-крупному у него же на глазах. И ведь снова информации в течение всего текста оказалось достаточно, чтобы сопоставить факты ровно в ту же картину, которую собрал и Пуаро, но я опять, черт возьми, зациклилась на собственных шаблонах расследования! А по-другому все случится никак не могло, потому у меня и не сходилось от слова совсем! Вау!

    На этом моменте я планировала отметить отсутствие Гастингса в сюжете, по которому даже немного соскучилась, но все еще честно его не люблю; прекрасность нового рассказчика сюжета в лице Эми Ледеран; сарказм в сторону Шерлока Холмса и даже гневно полить ядом редактора издания, который решил по своему усмотрению выкинуть из произведения карту лагеря, однако предыдущий объем од книге итак уже начал переваливать мой лимит объективной интересности. Так что не обессудьте, здесь буду краткой - я все это отметила и готова проговорить о «Месопотамии» еще долго и максимально подробно, но понимаю, что это будет малоинтересно другим. Ну или получится книга о книге. Поэтому закругляюсь. Основной посыл – это феерическое дело, с которым стоит познакомиться обязательно! В моей коллекции произведений про Пуаро «Убийство в Месопотамии» однозначно встало в ряд с любимчиками! Лучше взять историю перед «Восточным экспрессом», или сразу после. В конце поймете, почему!

    p.s. Общая атмосфера пребывания на раскопках в этот раз меня покорила отдельно и особенно! Она совпала с оглушительной жарой на улице, а потому, читая, я обливалась потом и чувствовала себя едва ли не еще одним участником группы. Духота ночью. Комары. Густой зной днем. Это была лучшая погода для того, чтобы отправиться в Месопотамию! И она тоже, чуть-чуть, сыграла на моей нравистости...

    18
    132