Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Центр тяжести

Алексей Поляринов

  • Аватар пользователя
    mrubiq4 августа 2025 г.

    Из жизни катящихся камней

    Я специально пересмотрел список прочитанных книг, чтобы реально вспомнить, когда меня в последний раз так трогала и восхищала книга. По крайней мере, полгода не читал я ничего подобного. Трудно поверить, что «Центр тяжести» дебютный роман автора, и еще в то, что написан он в 2012-2017 годах.
    Что же такого в этой книге (для меня)!? С одной стороны, мне отзывается идея романа, его эмоциональное настроение – сползание страны нашего счастливого, хотя и небезоблачного детства в полицейское государство запретов, обнесенное стеной и окруженное «врагами». Если вам кажется, что это штамп, то вам кажется. Поляринов предлагает свой взгляд на то, как, почему и зачем это произошло. И чем больше я живу, читаю, и понимаю, тем больше боюсь, что не так уж он и неправ… В каком-то смысле, это семейная сага со сложной, запутанной структурой, которая проясняется двумя вспышками в самом конце романа. Странно симметричная – начинающаяся с одного предательства, во имя гуманизма, и заканчивающаяся другим, во имя (мне) непонятно чего. С двумя братьями, которые не Каин и Авель. С их сестрой, которая не совсем сестра. С матерями, чей вид спорта изящно откликается в названии книги. И вот, рожденные от одних родителей, они выбирают такие разные пути…
    С другой стороны, это потрясающе сделано, с точки зрения техники и стилистики. Излюбленный прием литературы постмодернизма – пойоменон – здесь возведен в квадрат, читатель даже не сразу понимает, где границы книги в книге и просто книги. Зато уж во второй половине персонажей книги и персонажей книги в книге очень легко отличить, как по интонациям, так и по каким-то трудно формулируемым признакам, отличающим живого человека от литературного героя. Автор не просто ломает четвертую стену, он ломает четвертую стену внутри студии (потрясающий эпизод с ТВ интервью) со сломанной четвертой стеной. Отдельно хочется сказать о метафорах, которыми до предела насыщен текст. Камни, стены (в карманах для устойчивости, осколок берлинской стены; памятник со странными цифрами; «именной кирпич»; пресловутая (нуизвенити) четвертая стена, то снижающая налоги, то выпадающая из полицейского участка; профессия президента Боткина), исчезнувшее озеро (программа «Кусто»; под языком у портного), гепатит, обращение «мертвого» в «живое», волшебная, невероятная сила искусства (привет аркадийрайкин, «к пуговицам претензий нет»). Конечно, сказки…Одновременно прямолинейные и будящие воображение, волшебные и такие прозаичные, выдуманные и вместе с тем определившие жизнь героев. Все это сходится в последней, про Андреаса, где еще раз появляется 1245.
    Книга, увы не несет облегчение. Несмотря на формально благополучное разрешение основных сюжетных линий, хэппи-эндом это не назовешь. Искренне желаю своим потомкам прожить свою счастливую жизнь, без «колеса решений» над собой.

    78
    1,9K