Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Big Breasts and Wide Hips

Mo Yan

  • Аватар пользователя
    books_knyazzz_myshkin2 августа 2025 г.

    Ох, и нелегко мне дался этот роман! "Моянил" я его не один месяц! И дело не в том, что не интересно. Да, несколько сложноват сюжет, да повествование и структура немного вязкие, но тут скорее из-за нехватки времени. Такие масштабные вещи лучше читать в короткие сроки. А по 10 страниц в день - это сущее мучение. Знакомство с автором уже не первое - до этого были романы "Красный гаолян" (сильнейшая вещь, очень понравился) и "Лягушки" (тоже сильно, но "Гаолян" понравился больше) - поэтому знал, что от него ожидать.

    Итак, Мо Янь выдаёт нам эпическое полотно длинною без малого в век. 95 лет жизни главной героини Шангуань Лу; 95 лет истории Китая с 1900 по 1995 годы. За это время на долю матери девятерых (!!!) детей выпадает столько испытаний и тягот, которых с лихвой хватило бы на жизни десятерых. С одной стороны традиции и уклад жизни китайского общества начала прошлого века с бесправным положением женщин. С другой стороны грандиозные социальные и экономические потрясения, "подаренные" щедрым на них XX веком.

    Вместе с рассказчиком - девятым ребёнком и единственным сыном Шангуань Лу Цзиньтуном - читателю предстоит погрузиться в самую гущу страшных, сложных и противоречивых событий китайской истории. Пережить одновременно и японскую оккупацию, и ужасы гражданской войны, где не на жизнь, а насмерть бьются не условные коммунисты-маоисты и гоминьдановцы, не Мао Цзе Дун и Чан Кайши, а односельчане, соседи, друзья и родные сёстры. Отечественному читателю как никому всё это знакомо - наша страна на протяжение своей истории не раз проходила через тяжелейшие испытания. Ещё нам вскользь из учебников истории (а старшему поколению из газет, радио, телевидения и песен Высоцкого) знакомы такие понятия, как "большой скачок", "культурная революция", "хунвейбины", "контроль рождаемости", "уничтожение воробьёв". Правда, не многие задумывались, а что за этим всем стоит. Мо Янь даёт возможность увидеть всё это изнутри глазами свидетеля, очевидца и непосредственного участника. А там трагедии миллионов, глобальные политические и экономические просчеты и ошибки, голод, трудовые лагеря, сломанные судьбы и покалеченные семьи. Не скрашивают это даже картины китайского "экономического чуда" 70-90-х, когда на смену Мао пришёл Дэн Сяопин, усилиями которого Китай стал тем, каким мы его видим сейчас.

    Над всем же этим возвышается образ Женщины, Матери, готовой ради своей семьи терпеть невероятные лишения, сносить любые потери, мирить враждующих членов семьи, выхаживать детей, внуков и даже правнуков. Вообще, заметил, что у Мо Яня женщины всегда сильные, волевые и целеустремлённые. Они и семью тянут, и работают с утра до ночи, и в общественно-политической жизни участвуют, и при случае могут поколотить японского оккупанта или зарвавшегося соседа, которому новая власть вдруг неожиданно дала самые широкие полномочия. В романе целая галерея разнообразных женских образов - ярких, цельных, индивидуальных. Мужчины же у него либо истеричные психопаты-садисты, либо никчёмные бесхребетные инфантилы, либо настолько бледно вырисованы, что не запоминаются совсем. Не знаю, откуда это у автора. Скорее всего впечатления детства. Яркий пример - рассказчик Шангуань Цзиньтун. Долгожданный сын (восемь дочерей мать рожала в надежде наконец родить сына) он так и остался на всю жизнь под материнской опекой. Чуть ли не до 20 лет мать кормила его грудью; другой пищи он просто не признавал (в худые годы выручала коза). И в последующие годы при любых трудностях он всегда возвращался к матери, а та находила для него выходы из любых сложных ситуаций.

    Что понравилось. Широкий временной охват с большим количеством событий и увязкой с историческим контекстом. "БГШЗ" - реалистический роман-эпопея с вкраплениями магического реализма, дающий возможность чуть глубже погрузиться в историю нашего юго-восточного соседа, понять отдельные процессы, приведшие Китай к современному состоянию. В романе также есть большое количество интересных сведений о культурной и бытовой стороне жизни китайского народа. Понравился также в целом крепкий сюжет и судьбы отдельных персонажей.

    Что касается минусов. Большой объем. Я, конечно, не писатель и не нобелевский лауреат, но на мой взгляд - сократи автор хотя бы на четверть, роман бы только выиграл. Есть затянутые места. Большое количество персонажей с труднозапоминаемыми именами. Очень сложно было ориентироваться. В начале романа автор даже дал небольшой перечень основных героев. Патологическая зацикленность главного героя на женской груди. В какой-то момент это стало очень сильно раздражать. Тут Мо Янь с этим сильно переборщил.

    Итог - роман, несмотря на минусы, понравился. Его часто называют китайским "Тихим Доном", но я бы с этим не согласился. Да, есть много общего, но этим титулом я бы наделил "Красный гаолян". Он меньше по объему раза в два, но по глубине и силе очень созвучен роману Шолохова. Поэтому, если начинать читать Мо Яня, то только не с "БГШЗ"!

    10
    311