Рецензия на книгу
The War of the Worlds
H. G. Wells
Аноним2 августа 2025 г.ОБРАЗЕЦ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ
С романом «Война миров» у меня своя давняя история. Учась в младших классах, я взял в библиотеке книгу для детей про космос, изданную еще до 80-ых гг. Как сейчас помню, с цветными иллюстрациями, что для книг советского времени, да еще и в библиотеках было не столь частым явлением. В ней научные факты чередовались со всякими фантастическими идеями. Знакомя юного читателя с Марсом, было рассказано про это произведение. Загорелся, взял. Но возраст был не тот, помучив себя и книгу какое-то время, вернул ее в библиотеку, запомнив только иллюстрации (эта книга уже была нормальной, т.е. черно-белой) и сам факт, что впервые в своей жизни пытался читать фанатическое произведение. Если не считать «Незнайку в Солнечном городе», которую я тоже не смог прочесть, хотя у меня была цветная книга (которую для меня честно стырила моя тетя из детской библиотеки, где она работала).
Второй раз постичь роман попытался где-то лет 12 назад, чуть больше. Она вновь стала для меня первой. – Первой аудиокнигой. Но я оказался не готов к такому формату, и прослушав примерно с треть, забросил.
Третья попытка увенчалась успехом. Я все-таки прослушал произведение в исполнении Бордукова. Кажется, и в первый раз слушал в его озвучке. Не очень понравлюсь стилистика, типичная для советского времени, когда строгим голосом, как правило на радио (альтернативой могло служить разве что запись на пластинке) в одинаковой интонации читалось любого типа произведение. Но содержание меня так увлекло, что я смирился с чтецом.
«Война миров» - это одно из лучших фантастических произведений всех времен! Несмотря на то, что роман был написан в 1897 году, спустя столько лет он воспринимается интересно, увлекательно и очень современно. Главные отличительные особенности произведения выражаются в литературном и философском аспектах.
Но сначала стоит сказать о научности. Жанр научная фантастика сформировался в XIX в. и призван был в популярной форме знакомить читателей с современными научными знаниями. Герберт Уэллс сумел гармонично связать научность и фантазию. В начале сочинения он отображает те знания, которые имело человечество по Марсу на момент написания романа. Также вплетает в книгу научные представления о микробиологии, благо писатель начинал свою карьеру с биолога. Здесь очевидна практически полезная направленность сочинения. Ведь на тот момент знания о микробах и иных микро еще завоевывали свое признание даже в среде специалистов.
Писатель высказывает мысли о развитии разумных существ в будущем. Ставит марсиан на более высокую стадию эволюционного развития, считая, что когда-то человечество уподобится внешне марсианам. На момент написания книги эволюционизм как философская концепция развития всего в мироздании господствовала в науке, и автор на страницах своей книги отражает эти представления. Остается только с завистью восхитится таким подходом, потому что современные фантастические произведения в своей основной массе незаслуженно носят приставку «научно». Например, читал в прошлом году Роберт Сойер - Старплекс . Произведение имеет какой-то приз и претендует на некую научность, но по факту белиберда.
Литературная составляющая с позиции рядового читателя. Книга написана как воспоминания от первого лица, что делает читающего участником событий. Текст очень продуман. Читателю негде скучать. Даже если автор пускается в философские размышления, они оказываются весьма кстати. Это как некий перерыв/ отдых. Бежишь, оказываешься в гуще события, нужно перевести дух, и в этот момент меняется сам текст. Любопытный момент, что автор пишет исключительно реалистично. Поэтому предвидя возражения скептически настроенного читателя, писатель своевременно вставляет фразы, что это видел только он или только ему это запомнилось, или начинает ссылаться на имена некоторых ученых. Не знаю, использовал ли Уэллс прообразы настоящих людей или они были вымышлены.
Больше всего восхитила тщательность описания разрушений и исход беженцев. Когда начинал слушать произведение, думал, что оно было написано в нач. ХХ века. Поэтому фотографичное описание разрушений списывал на знакомство автора с первыми «империалистическими» войнами, как они будут фигурировать в марксистско-ленинском представлении истории. Это Японо-Китайская война 1894-95 г., Американо-Испанская война 1898 г., Англо-Бурская 1899-1902гг. и Русско-Японская 1904-05 гг. Хотя не одна из этих войн не могла дать достаточных наглядных примеров разрушительности. Со всем этим европейское цивилизованное общество столкнется через 17 лет с момента написания книги. Эта война миров произойдет без участия марсиан, но то, как описывается трагедия у Герберта очень походит на реальные события I Мировой. Получается, что писатель предвидел характер будущих потрясений. Англии удалось избежать большой разрухи и бегства людей, но миллионы подданных даже с самого Туманного Альбиона прошли горнило войны, многие из которых навсегда остались лежать в землях Европы, Африки, Ближнего Востока или на дне мирового океана.
Уэллс в конце книги пишет, что люди изучив технические останки марсиан открыли секреты полета. В этих строчках отражено чаянье общества конца XIX в., жаждавшего изобретения управляемых летательных аппаратов (неуправляемые в виде воздушных шаров уже были). Я подумал – интересно, спустя 20 лет, когда немецкие цеппелины бомбили Лондон, был ли Уэллс рад, что его мечта сбылась без помощи марсиан?
Философия романа. Морально-философский подтекст произведения, неоднократно отображенный в отзывах, опущу… Не знаю, был ли Герберт первенцем описания в художественном произведении будущего апокалипсиса человечества, но то, что ему удалось создать наиболее яркий и известный такой сюжет для своего времени, думаю, возражений не встретит. Сейчас мы избалованы голливудским кино, где постоянно на самые крупные города Америки то падают метеориты, то заливает водой или лавой, ну а когда и это наскучивает, то прилетают плохие инопланетяне. Сюжет с разрушением статуи Свободы стал чуть ли не обязательным. Пытаются следовать этому и повторюши в российском кино. Но т.к. повторюши имеют продолжение этого слова, то закономерно, что образы руин Москвы как-то не заходят. Однако сто лет назад это было смело и дерзко – показать падение самого мощного государства в мире Великобритании. Еще и создать образ опустевшего Лондона. Сталкивался с мнением, что весь роман – это тонкая английская шутка-ирония автора. Возможно, но критики за авторов могут такое нафантазировать, что тому же Уэллсу потом остается нервно курить в сторонке. Однако простой читатель восхищается ни этой подоплекой, а самим оригинальным сюжетом, суть которого далека от юмора. Уэллс громко и остро поставил своим произведением вопрос того, насколько человечество способно защитить себя от внешней угрозы? Этот вопрос не потерял своей актуальности до сих пор. Ведущие космофизики мира не раз касались и касаются этой темы. Да, нам не известен факт наличия внеземной жизни даже на уровне простейших существ. Но прибытие инопланетян на Землю, которые по умолчанию будут технологически более развитей человечества, относятся к таким недоказуемым гипотезам, имеющим вероятность 50 х 50.
Для меня более глубокомысленным воспринимается идея того, как были побеждены марсиане. Дело тут не только в очень правильной подаче информации о микробах и того, что мы сейчас называем экосистемой. Автор предупреждает нас, что заселение миров человечеством, если такое когда-нибудь произойдет, должно учитывать и биологический микромир.
О романе и кинокартинах. «Война миров» несколько раз экранизировали. Американский фильм 50-ых годов смотрел на перемотке. Не знаю, был ли он хорош для своего времени, но к 10 году, когда с ним познакомился, воспринимался наивно.
Гораздо более известна картина Стивена Спилберга. Спустя 20 лет после выхода она продолжает впечатлять. Возможно это связано с тем, что я считаю расцветом голливудского фантастического кино 80 – 90-ые гг. «Война миров» 5 года явилась последним отголоском той эпохи. Просмотрев фильм о Спилберге, узнал, что режиссер мечтал об экранизации еще с 80-ых. Получается, что он долго вынашивал в себе картину, почему и получилось так качественно. Дело здесь не только в визуале. Спилберг сумел, по-моему, удачно переработать художественное произведение, создав на его основе самостоятельную фантастическую картину. Интересно, что в фильме 50-ых годов выжившие люди в финале оказываются в церкви. У Спилберга церковь разрушается в самом начале. Но большим минусом является линия главного героя, его семейные проблемы, которые призваны сопереживать зрителя с героями. На деле этого не происходит. В итоге девочке, игравшей роль дочери главного героя, дали специально учрежденный киноприз, как самому неуместному персонажу.
В 20 году вышел одноименный сериал. Не признаю сериалы за кино, и смотрю их исключительно редко. Но решил после книги посмотреть. Осилил на перемотке только первую серию. Здесь вроде пытаются именно экранизировать роман, однако быстро уходят от сюжета. Элементарная вещь – у Уэллса марсиане прилетают в цилиндрах. Нам же показывают шары. Вплетают зачем-то Гульский инцидент. Это когда в октябре 1904 г. русская эскадра кораблей, отправившись на усиление Тихоокеанского флота в войне с Японией, и опасаясь слухов о посланных через весь мир японских миноносцах, перестреляла ночью в Северном море английские рыболовецкие суда. Правда погибло только 2, а не 8, как это говорится в фильме. Но главный вопрос – зачем здесь русские?! При этом большая часть времени картины посвящена каким-то непонятным семейным разборкам главного героя.
Именно из-за этих семейных вставок в сериал и фильм Спилберга, решил указать их в своем отзыве. У создателей фильмов семейные дела выглядят нелепо. Уэллс же изящно и талантливо в своем романе убирает жену главного героя, что бы читатель не отвлекался от основного сюжета! Но писатель не забывает о ней, и когда в конце книги герой с женой встречается, это производит сильное эмоциональное впечатление. Думаю, что сценаристам и режиссерам стоило бы более внимательно изучать книгу «Война миров». Текст, его построение вполне достаточно для формата сериала. Но дело здесь не только в самой экранизации. Считаю, если писатель, сценарист или режиссер решили создать динамично развивающееся захватывающее произведение, даже пускай нефантастическое, «Война миров» яркий образец того, как это можно сделать.
В заключении сделал коллаж одних из первых иллюстраций к книге, нарисованных бразильским художником Энрике Альвима Коррео. Интересно смотреть, как более ста лет назад видели фантастические образы.
301K