Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним11 августа 2015 г.Пару лет назад я решил прочитать "Собор Парижской Богоматери" Гюго. Для меня это стало знакомством с французским писателем. И знакомство это выдалось весьма тяжёлым. Я никогда не блистал архитектурными знаниями, также плох я и в представлении скрупулёзно описываемой местности. В "Соборе" этого всего было в достатке, отчего я искренне недоумевал и с большим трудом одолевал многочисленные страницы с описанием главных действующих персонажей великого произведения: Нотр-Дам де Пари вкупе с историческими достопримечательностями Парижа. Пока я преодолевал этот, как казалось, бесконечный информационный поток, я обещал себе, что больше не возьму в руки ни одной книги Гюго. Но книгу я дочитал (не в моей привычке бросать начатое), и концовка всё-таки заставила что-то щёлкнуть внутри. В итоге, несмотря на мучения, я занёс "Собор" в список топовых для меня произведений. Но Гюго решил отложить.
Прошло время, и я решил попытать счастье с другим крупным произведением французского писателя, а именно с "Человек, который смеётся", готовя себя к чрезвычайно сложному периоду прочтения. Я открыл книгу и прочитал два первых предложения. И влюбился. "Урсус и Гомо были связаны узами тесной дружбы. Урсус был человек, Гомо - волк." Надо быть воистину гениальным человеком, чтобы в полторы строчки уместить такую ёмкую шутку, которая даже и не шутка вовсе, как и весь юмор Гюго - одновременно тонкий и глубокий. Я буквально напал на роман. Страницы шли. Вот уже первая сотня позади, а диалогов по сути и нет. Но страницы продолжали монотонно издавать шелест с определённым интервалом, ибо отложить чтение надолго я не мог. Так же, как и герои Гюго в начале плыли по морю, неподвластные стихии, так и я ничего не мог поделать - писатель вёл меня по волнам, заставляя из одного шторма попадать в другой, из одной превратности судьбы в другую. Так в первые 200 страниц романа мы просто знакомимся с персонажами. Обстоятельно знакомимся, не торопимся узнать их поближе - нет. Гюго очень грамотно подводит нас то с одной стороны сути человеческой души, то с другой. То одну гениальную метафору выкинет, то в другой ярко обрисует любящего и заботливого мизантропа. Это тоже своего рода архитектурное описание. Только архитектуру тут составляют не исторические памятники и строения, а люди. Пусть не совсем настоящие, а немного гиперболизированные. Но так гораздо острее понимаешь задумку автора. И гораздо проще её принимаешь.
Честно, я, пожалуй, ничего более гениального по написанию и ведению повествования не читал в своей жизни. И пусть сюжет угадывается. И пусть герои утрированы. И пусть концовка в каком-то смысле нелепа. Просто в этом случае руку ко всему этому приложил истинный гений. И я рад проскользить несколько часов по этой гениальности своим взглядом, впитывая вложенную доброту и веру. Веру в свет, для лицезрения которого необязательно иметь дар видеть глазами. Гюго наглядно показывает, как это можно сделать сердцем.
633