Рецензия на книгу
Утраченные иллюзии
Оноре де Бальзак
Аноним1 августа 2025 г.Сила контрастов
На повестке дня ~ Оноре де Бальзак. В целом сильной любви у меня с ним не получилось, не сошлись характером. Не по душе сама идея сквозных произведений, где одни и те же персонажи появляются в разных произведениях. Часто не до конца получается проникнуть в суть героя ~ понять его истинные стремления, мотивы, характер.
Мое знакомство началось с «Блеска и нищеты куртизанок» [изначально привлекло название] ~ одна из историй цикла «Сцены парижской жизни». Наряду с «Утраченными иллюзиями» (Сцены провинциальной жизни) и «Отцом Горио» (Сцены частной жизни) образуют своеобразную трилогию. Если связь между первыми двумя очевидна ~ мы следим за драматичным становлением и жизнью поэта Люсьена Шардона де Рюбампре, ~ то как в эту компанию попал старик Горио, для меня все еще остается загадкой. Получается, я погружалась в мир этой трилогии с конца. Потеряла ли я что-то существенное? Вряд ли. Произведения Бальзака, при всей их взаимосвязанности, обладают автономностью/самодостаточностью. Их можно воспринимать и как части целого, и как отдельные миры. Все равно в процессе чтения тебе встречаются 50+ персонажей, отследить судьбу которых при переходе из тома в том сложновато [особенно, если читаешь книги не подряд]. Так, Бальзак мастерски погружает нас в хитросплетение судеб, интриг и социальных связей ~ это как многосерийный сериал на Россия 1, но в десятки раз глубже и увлекательнее. Видимо, чтобы на все 100% понять замысел его «Человеческой комедии», требуется изучить все 137 произведений цикла: и законченные, и наброски.
Первый опыт чтения Бальзака был непростым. Слишком много ненужных, на мой взгляд, описаний, длинных предложений. Где-то на 20й странице «Куртизанок» чуть не бросила. Но потом ты втягиваешься, проникаешься миром/героями и уже не можешь оторваться. Еще одну серию и спать. Вот такое получилось предисловие. Теперь пройдемся по книгам.
«Утраченные иллюзии» ~ эта часть трилогии показалась мне наименее увлекательной в сюжетном плане. Бальзак показывает нам контрасты: затхлую, полную мелких интриг и своих «королей» жизнь провинциального Ангулема и ослепительный, но циничный и развратный Париж. Главный герой, Люсьен ~ честолюбивый красавец из провинции, рвущийся к славе. Бальзак сделал его очень живым, наделил понятными, но неприятными чертами ~ тщеславием, эгоизмом, слабоволием. И вот с ним у меня не сложилось, он стал вызывать у меня почти физическое раздражение с самого начала. Отмечу, что в книге есть динамизм ~ страницы насыщены событиями, как серия захватывающего сериала. Все равно хочется продолжать и продолжать, чтобы узнать развязку.
5386