Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним1 августа 2025 г.Без нечто и ничто
Написано со спойлерами.
Роман, вышедший в 2005 году, рассказывает историю маленького мальчика Оскара, потерявшего отца во время теракта 11 сентября 2001 года. Сюжет строится на том, что после гибели отца Оскар находит в его кабинете загадочный ключ и решает разгадать эту последнюю загадку. В ходе поисков он знакомится с множеством людей, узнаёт их истории, но разгадка оказывается довольно простой по сравнению с масштабом его ожиданий. В этом, однако, есть своё очарование: не всё в жизни имеет великий и законченный ответ.
Я много слышала об этой книге и знала её основную задумку, но, к моему разочарованию, оценила её лишь на 5/10.
Оскару Шеллу было девять лет, когда он потерял отца. Мальчик не может смириться с новой реальностью: он был очень близок с отцом, который придумывал для него квесты и рассказывал удивительные научные истории. Оскар вырос любознательным, добрым и умным. Найденный ключ даёт ему надежду на последнюю загадку отца, и он готов разгадать её любой ценой. Его поиски продолжаются восемь месяцев.
Во время чтения меня мучил вопрос: «Как мать спокойно отпускает девятилетнего ребёнка одного гулять по Нью-Йорку?» Действительно, кажется странным. Более того, она знакомится с другим мужчиной, Роном, начинает улыбаться и смеяться — и Оскар не может этого принять. Однако ближе к концу становится ясно, что мать знала о поисках сына и заранее предупредила всех, к кому он мог прийти. Так что её спокойствие было обоснованным. История с Роном тоже логична: он тоже пережил потерю, и они с матерью Оскара поддерживали друг друга.
Но вот мотивы дедушки Оскара мне остались непонятны. Он ведёт себя эгоистично и трусливо: то появляется, то исчезает, действует как ему вздумается. На его фоне даже девятилетний Оскар кажется более зрелым. Интимные сцены с бабушкой тоже выглядят нелепо и даже отталкивающе. Их немного, но они периодически возникают в тексте.
Книга написана интересно: автор переключается между разными временными линиями и персонажами. Мы видим события глазами Оскара, затем — бабушки, читаем письма дедушки… Всё это складывается в единую историю. Однако для меня таких «скачков» было слишком много.
Фоер сплетает в одном повествовании несколько трагедий: бомбардировку Дрездена, атомный удар по Хиросиме и теракт 11 сентября. Если военные эпизоды ещё можно понять, то описание гибели Хиросимы кажется избыточным и не совсем уместным.
Для меня центральным персонажем стала бабушка Оскара, а не он сам. В её воспоминаниях (как и в рассказах дедушки) эпизоды бомбардировки Дрездена. Она потеряла всю семью на войне, потом сына, но осталась сильной, доброй и заботливой.
Также я выделила для себя 2 плюса: это вставки строк песен The Beatles и «изобретения» Оскара.
Итог: книга интересная, её стоит прочитать хотя бы раз — например, чтобы оценить необычную структуру повествования. Я заметила сходство с «Мятной сказкой» Полярного: та же скачущая хронология, слёзы, боль. Но рекомендовать её к прочтению или перечитывать сама не буду.
Оценка: 5/10.Содержит спойлеры7517