Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Theatre

W. S. Maugham

  • Аватар пользователя
    Аноним11 августа 2015 г.

    Блестящая актриса, настолько преданная своему любимому делу, что театр становится для нее всем – буквально всем. Крепкий брачный союз, зацементированный общим делом – театром; поклонники-друзья (тоже в некотором роде необычные люди), ценящие в Джулии то ли саму Джулию, то ли великолепную талантливую актрису; сын, который превосходно смотрится на фото, обеспечивая дополнительные «бонусы» к карьере мамы в виде любви и уважения публики; наконец, слава и богатство, заработанные честным неустанным трудом и полной отдачей искусству. Джулия не лучше и не хуже других, и можно ли ее винить, что, все еще оставаясь прекрасной (благодаря все тому же труду и жестким жизненным правилам – что, согласитесь, достойно уважения), она вдруг захотела получить чуточку тепла, чуточку любви – и подтверждения, что «есть еще порох в пороховницах». Стареющая примадонна, об увядании которой пока еще не догадались поклонники, но о чем уже стала подозревать она сама?.. Или несчастная женщина, у которой есть все, но это все основано на притворстве, игре, пусть и гениальной?..
    И тут так кстати подвернулся этот милый мальчик, нежный и скромный, чистый, юный Том, который безыскусно ломал все установленные правила, только бы быть с ней. Он восхищался ей как актрисой – и он любил ее как женщину. Этот поклонник, непритязательный и не вписывающийся в ее круг, пленил сердце Джулии, и она стала совершать одну глупость за другой, потому что любила или потому что слишком прониклась новой ролью влюбленной женщины... Да, ролью – для Джулии театр не заканчивался вместе с окончанием спектакля – она потому и была превосходной актрисой, что все время, всегда что-то играла: на сцене, в гримерке, на приеме, у себя в гостиной, в объятиях Тома... В результате сама Джулия просто исчезла, растворилась в бесконечной череде ролей, которые актриса сыграла и еще намеривалась сыграть. Это было страшно – потому что вся Джулия, как прекрасная кукла (талантливая и старательная, но все-таки кукла) без остатка принадлежала театру. Она разучилась даже свои мысли и чувства выражать своими словами – потому что не было своих слов, были только роли, готовые фразы, вполне подходящие тому или иному случаю, но слишком уж идеальные и повторенные много раз (на репетициях, в спектаклях), и потому все-таки – ненастоящие... И что скрывалось за этими театральными репликами, заимствованными Джулией из мира искусства, игры для настоящей жизни – настоящие ли чувства? Или это тоже была игра, все продолжающаяся, полностью поглотившая личность актрисы? Я склонна отчасти согласиться с Роджером, что Джулия настолько заигралась, что перестала быть настоящей, реальной Джулией – осталась великая актриса, которая не может себе позволить выйти из образа, перестать работать.
    Но боль, испытанная Джулией, была все-таки настоящей – так что и Роджер, утверждающий, что истины у них в доме нет, был не совсем прав (да и кто может сказать, что он владеет абсолютной истиной?). Одним из доказательств тому служит месть Джулии – блестящая, просчитанная на несколько шагов вперед, тонко разыгранная. И Майкл ПОНЯЛ ВСЮ ИГРУ Джулии, уничтожающей Эвис. Это также служит подтверждением истинности чувств Джулии, по крайней мере, ее боли и желания отомстить. Это подтверждает, что перед нами все-таки не кукла, а живой человек.

    Поседение слова Джулии, конечно, нельзя рассматривать однозначно: это говорит обиженная женщина, пусть и вышедшая победительницей из данного спектакля жизни, но все-таки с разбитым сердцем. Ведь обманутые в любви говорят, что любви нет; преданные другом считают, что настоящей дружбы нет – так можно ли винить Джулию, которая, в кои-то веки рискнувшая выйти за рамки постоянно играемых ролей, оказалась главной героиней спектакля, разыгранного Томом – но в этом спектакле Джулии не дали заранее прочитать всю пьесу...


    Излишне говорить, что Моэм превосходно раскрывает неоднозначность человеческих чувств, переживания героев, достигших всего и поднявшихся на вершину своей славы, но уже предчувствующих, что когда-то эта слава начнет угасать. Признаки Джулия уже начинает улавливать: она уже не может играть некоторые роли, на улице незнакомые мужчины останавливают ее только как известную актрису (ради автографа для своей невесты, например), Том бережно относится отнюдь не к ее сердцу...

    Эту книгу, пожалуй, трудно будет понять и оценить, если читать слишком рано – я однозначно буду перечитывать ее, когда стану ровесницей героини, потому что что-то, я думаю, я упустила, не поняла. Но что-то может быть и полезно... Умолчу, что, так как для каждого читателя это что-то свое...

    11
    21