Рецензия на книгу
Девки
Николай Кочин
umka_pumka10 августа 2015 г.Побеждать дурные привычки всегда лучше сегодня, чем завтра.
Что волновало жителей деревни сто лет назад? Чтобы урожай хороший был, чтобы было чем печь топить, да чтобы бога ничем не прогневить, а то придётся после смерти сковороды раскалённые лизать или в геенне огненной гореть. Всё довольно просто, без изысков. Перемен никаких не нужно было (если только урожай получше, да работников в семье побольше) и горя не знали деревенские жители. Пока не пришла она - Революция. Тут деревня раскололась на части, у кого заботы остались прежние, а кто о новом задумался: о коммунах, увеличении урожая, о том, что баба - такой же человек, как и мужик, о том, что не всё идёт от бога и сколько не молись, счастья и богатства не намолишь. Обо всём этом и о том, что человек человеку волку, и идёт речь в романе "Девки".Для кого-то эта книга исключительно о политике, о пропаганде коммунистических идей и восхвалении Ленина. А для меня "Девки" в первую очередь оказались книгой о нелёгкой девичьей и женской доле, о страданиях и заботах девических, а потом уже о проблемах деревни и идее коммунизма, которая воспринимается здесь не как агитация, а как одна из частей жизни деревни того времени, как попытка найти путь к улучшению жизни. В начале книга очень напоминала "Алую букву" Готорна . Такое же крайне религиозное население, желание лезть в чужую жизнь и осуждение и обсуждение всех и вся. Только если у Готорна всё происходило в 17-м веке, то Кочин пишет о том, что было в нашей стране меньше века назад. А в некоторых особо глухих деревнях, кажется, до сих пор себя полностью не изжило. И это страшно. Очень страшно. Хотя, людям, которые другой жизни не знали и знать не хотели, наши современные обычаи кажутся варварскими, дикими и страшными. Вот и в деревне Немытая Поляна очень многие были против нововведений в любой области жизни. И осуждали тех, кто решался думать иначе, кто поговаривал о свободах и правах для женщин, кто предлагал начать жить иначе, с большей пользой и повышенным КПД. И многие боялись идти к новой жизни, потому что страшились осуждения, гнева родительского и позора на селе.
Это только раз решиться, всем наперекор жить начать. Потом не страшно.Но находились и те, кто устал от прежней жизни, кто понял, что в прежних обычаях и традициях счастья для них нет, а раз так, нужно пробовать новое. Ведь жизнь не изменится, если её не менять. А менять хотелось многим (во всяком случае, среди молодёжи), только пока не появился коммунизм, об этом как-то и не задумывались. Парни хотели облегчить свой труд и механизировать деревню. Девки не хотели быть опозоренными, битыми, выходить замуж за нелюбимого, рассматриваться исключительно с точки зрения рабочей силы и получать комплименты не за красоту или ум, а за широкие плечи и большие руки, например, - "Ядрёная баба, капитальная". Честно скажу, у меня волосы вставали дыбом от того, что считалось нормой по отношению к женщинам в 20-е годы прошлого века. Например, бить жену - это не то что не плохо, а даже полезно! Мол, воспитывать надо и ничего зазорного в таком воспитании не видели ни родственники мужа, ни, что меня очень удивило, родственники жены. Видимо, оттуда и пошло "Бьёт - значит любит". Должны же были русские бабы себе хоть какое-то утешение находить.
В общем, желания у молодёжи были не плохие, но находились противники у таких стремлений. Противники грамотности, новых порядков и прогресса.
Хорошо было в старину: дёшево, сытно, благообразно. О ворах да о бандитах не слыхивали, даже замков в деревне никто не заводил. Ситцы да калоши только попадьи носили да учительши. Водили девки хороводы, и как стукнуло пятнадцать лет — замуж. А там — дети, заботы, не до греха. А нынче их табуны, куда деваться? Вот и любовь выдумали. А что она такое? Блуд. О газетах, о книгах — ни слуху ни духу не было. А ныне — все читаки-писаки. Во все вникли. Что на небе, и на земле, и на дне морском. В каждом доме — профессырь, называется комсомолец. От горшка два вершка, а уже кричит: долой царя и бога! Сын на отца, отец на сына. Вседержителя нет. Начальники наши — все сплошь голодранцы. Кто богаче — тот под подозрением, кто беднее — тому вера. Остуда! Глаза бы на все на это не глядели. Один выход, все ниспровергнуть и вернуться к прежней жизни и старой вере.
Кочин очень интересно сумел всё это представить на страницах своего романа. Романа о деревенской жизни без прикрас. Я читала его как какой-нибудь триллер, украшенный любовными линиями. Мне было и страшно, и радостно, и больно, и обидно, и тепло от счастья. Написано интересно, легко, при этом выдержан стиль деревенской речи. Персонажи все как на подбор, довольно просто было представить кто и что из себя представляет, нарисовать в воображении портреты героев, прочувствовать их быт. Можно сказать, что я не читала, а смотрела кино. Очень ярко и чётко перед глазами представало всё описанное в книге. Чувствуется рука мастера. Кочин оказался достойным учеником достойного учителя. И я рада, что судьба в лице "Долгой прогулки" свела меня с этой книгой.19207