Рецензия на книгу
The Vegetarian
Han Kang
lissa_book29 июля 2025 г.Хорошее начало и посредственный финал
Довольно спорный роман южнокорейской писательницы, получившей Нобелевскую премию по литературе в прошлом году. С творчеством Хан Ган я уже знакома по книге «Человеческие поступки», которая произвела на меня сильное впечатление. Поэтому ожидания были изначально завышенные.
Небольшая по объёму книга состоит из трех частей, каждая из которых показывает историю с точки зрения разных людей. Первая часть от имени мужа Ёнхе и частично самой главной (?) героини. Они поженились, потому что девушка была ничем не примечательной: не худая, но и не толстая, не красивая, но и не уродина, не высокая, но и не низкая. Пять лет их брака прошли тихо и спокойно, пока в один день Ёнхе не перестала есть мясо. Героиня не объясняет причину вегетарианства и только ссылается на сон. С каждой страницей Ёнхе все больше отдаляется от родных и все сильнее уходит в себя. В финале главы можно наблюдать дебют шизофрении (субъективно, я не психиатр) – полуголая героиня с мертвой птичкой в руках сидит на улице, ничуть не смущаясь окружающих ее незнакомых людей.
Во второй главе рассказывается история мужа сестры героини (шурина) – независимого художника-видеографа. Честно говоря, до этой книги даже не задумывалась, что и такие существуют. Эта часть довольно откровенная и для меня не особо приятная. Помешательство мужчины на монгольском пятне, страстное желание овладеть сестрой жены, непонятные страдания – довольно сомнительно и мерзко. На фоне подобного насилия Ёнхе, которая пошла на поправку, ломается еще сильнее. Было безумно жаль всех женщин в этой истории.
Финальная глава посвящена уже Инхе – сестре Ёнхе. Скандальный развод с мужем, разрыв всех связей с родителями и прогрессирующая болезнь младшей сестры. В голове и душе Инхе тоже разверзается бездна. Именно от ее лица мы наблюдаем за ухудшением состояния вегетарианки и ее полный отказ от еды. Ёнхе хочет стать деревом и полностью отрекается от собственной жизни. И несмотря на то, что третья глава тоже тяжелая и довольно грустная мне она показалась самой слабой. Почему-то от финала я ожидала куда большего. Размышления о детстве, о чувстве вины, и об ответственности очень поэтичные, но мне не хватило глубины.
В книге затрагиваются и проблемы патриархального устройства Южной Кореи, и семейные конфликты, и детские травмы, и все то, о чем уже много раз писалось. Но чего-то не хватило. Как будто автор только поверхностно прошлась по всем животрепещущим темам, не вдаваясь в детали. Герои получились весьма посредственными: страдающие и травмированные женщины и мужчины, которые никого и никогда не любили. Хотя написано очень красиво и метафорично.
Но видимо мои изначальные ожидания сильно завысили планку. «Вау» не случилось. Роман действительно очень печальный и тяжелый. Подобное однозначно стоит внимания, и я могу смело рекомендовать. Но я также могу понять, почему Нобелевскую Хан Ган получила только в 2024 году.
5109