Рецензия на книгу
Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая
Борис Акунин
MrKPOT29 июля 2025 г.Конец пути
Даже пуля в голову не смогла усмирить Эраста Фандорина — лишь отправила его в незапланированный отдых-спячку на четыре года. На дворе 1918 год, Российской империи больше нет, и Фандорину придётся как-то свыкнуться с новым, советским климатом.
Видимо, Акунин всё же не хотел оставлять открытый финал в «Чёрном городе» и решил поставить жирную точку в истории Эраста. Ну и, конечно, нужны же наследники Фандорина, а то цикл «Приключения магистра» еще более нереалистичным становиться.
После прочтения остались довольно двоякие ощущения. С одной стороны, само прощание получилось неплохим — слёз не вызвало, но лёгкая грустная нотка в сердце всё-таки прозвенела. Порадовало возвращение некоторых персонажей — я, например, всегда был слегка разочарован, что Варя из «Турецкого гамбита» не вернулась в жизнь Фандорина. Как любовная пассия она была самой нормальной. «Не прощаюсь» как бы исправляет этот момент, но, увы, не так, как хотелось бы.
С другой стороны — как же скатился сам Эраст Петрович. Тут он достиг максимального апогея «я Д’Артаньян, а все остальные — п…». Он окончательно превратился в эталон высокомерия, оправдывая свои глупые поступки кодексом благородного мужа-самурая. Видите ли, он не выбирает стороны, не вмешивается в глобальные конфликты — придерживается нейтралитета. Политика его не интересует... до тех пор, пока в неё не оказывается вовлечена женщина. Вот тогда Эраст включается по полной: и отряд красных перестреляет, и шпионов выведет на чистую воду.
Честно говоря, он начал напоминать мне Ворфа из «Звёздного пути: Следующее поколение». Там тоже персонаж — клингон, воспитанный людьми, — так фанатично следовал своему кодексу чести, что даже сами клингоны считали его чудаком. Вот и с Фандориным теперь так: он настолько увяз в философии Востока, что даже Маса порой смотрит на него как на безумца.
И неудивительно, что в итоге его сгубило именно это высокомерие.
Книге я бы поставил 3 из 5, а может, даже 2,5 — если бы не одно большое «но»: Алексей Романов. Да, тот самый из цикла «Смерть на брудершафт». Примерно половина экранного (или бумажного?) времени отдана именно ему. Так что, если вы, как и я, перед чтением «Не прощаюсь» ознакомились с «Брудершафтом» — поздравляю, вы в плюсе. Потому что, как по мне, именно сюжетная линия Алексея здесь — самая интересная. Пока Фандорин сидит и ноет, Романов и с анархистами сражается, и Белым козни строит.
Как персонаж, он мне нравится больше: не притворяется лучше, чем есть. Хотя вот почему он встал на сторону Красных — для меня всё ещё загадка. После «Батальона ангелов» вставать на сторону коммунистов — как минимум странно.
Как финал истории о Фандорине — 3 из 5. Но благодаря Романову — честные 4 из 5.
5140