Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ходячие Библиотеки

Нелл Уайт-Смит

  • Аватар пользователя
    AmariEber28 июля 2025 г.

    Дундукам на печи читать строго запрещается

    Вселенную Нелл Уайт-Смит можно сравнить и с плоским миром Терри Пратчетта, и с дикими гоночками Мэд Маакса, и с «Хрониками хищных городов», но в итоге это всё равно ошибиться, потому что это ни на что не похоже.

    Возможно, именно поэтому порог вхождения для маленьких хоббитов вроде нас оказался высоковат. Как читателям не знакомым с миром, нам было сложно представить, что вообще происходит. Почему книги бегают? Если они бегают, то как они выглядят? Как привычные нам книги, или книгой в этом мире называют что-то другое? Кто такие механоиды? Что такое клетка для ловли книг, и выглядит ли она как привычная нам клетка? Почему дирижабль маленького размера, а беговые ботинки какого-то очень большого?

    В какой-то главе оказалось, что у главной героини есть хвост. Узнали мы об этом, когда героиня его повредила. Это как в той шутке, где читатель узнаёт про усы героя в середине книги. Только тут не усы, а целый хвост! В дальнейшем он исправно фигурировал в тексте, но первое его появление немножко выбило из колеи и заставило сомневаться в том, правильно ли мы представили себе и всех остальных героев.

    В общем, погружение в новый мир нас немножко дезориентировало, что естественно, ведь знакомилась мы с большой, новой, и очень оригинальной вселенной. На помощь пришли иллюстрации и потрясающе-ироничные метафоры. Мы с удовольствием наблюдали, как Нелл вплетает между строк смыслы и влюблялись в эту историю.

    Что понравилось:

    Уют ходячей библиотеки, который создают пожилые курсистки, юные ученики, призраки кота Переплёта, и специально устроенный для них котопровод.

    Четверо влюблённых в своё дело персонажей, которые не являются друг другу кровными родственниками, но при этом — одна семья. Они ценят друг друга, доверяют друг другу и смело строят общие планы. Достаточно, чтобы отогреть наши недоверчивые сердца.

    У каждого героя свои привычки, свой стиль, своя манера речи и своя история. Каждый сражается со своей травмой. Каждый прописан так, что в него веришь. А ещё Нелл не забывает прописывать реакции других героев на эти «пунктики». Кажется – база, но именно реакции других делают персонажей объёмнее.

    Медленное сближение противоположностей. Она — сильная и независимая. Он — богатенький и манерный. Для неё он всего лишь клиент, которому нужно изловить редкую книгу. Он раздражает её. Она вообще не очень понимает, как такой легкомысленный человек до сих пор жив. Ему она кажется слишком грубой, слишком агрессивной, слишком невоспитанной. Ещё и с хвостом, который не желает прятаться под платьем! Но потом она понимает, что он — её родной дундук на печи. И это очень честно, очень трогательно. Такой даме не нужен одинокий стрелок. Она сама себе стрелок, покруче многих. Ей нужен кто-то, о ком она сможет заботиться, кто-то уютный. Кто-то с дурацкими усами.

    Библиотека, где каждый человек оказывается пленником любимого романа. Это – идеальная иллюзия. И идеальная смерть. В этой библиотеке хранятся лишь Великие книги. Ведь каждая Великая книга создаёт свой мир, а «бульварная литература» просто штампует одни и те же...

    Бродячий цирк. Тут Нелл ломает все шаблоны и обманывает все ожидания так, что мы хлопаем в ладоши и просим обмануть нас ещё.

    Приключение с дикими диссертациями. Нелл тонко показывает ненависть нечитанных бродячих книг ухоженным библиотечным. Это ненависть нуждающихся и угнетённых. Она лечится только добром, а не насилием.

    «Ходячие библиотеки» роман для тех, кто оценит авторскую иронию, любит осознанных персонажей и готов потратить время на то, чтобы разобраться в не штампованном мироустройстве.

    Всем любителям стимпанка настоятельно рекомендуем.

    Цитаты:

    …в книге автор – самое бесправное лицо. Он вообще ничего не решает, только сидит и пытается понять, что думают и чувствуют его герои.

    – Травма – это не твой деловой партнер. Нельзя просто отказаться от нее.
    – Можно, если согласен не брать ничего из того, что травма тебе может дать: силы бороться, смысл жить, знание о том, как собрать себя заново. Я ничего не взял у этой травмы. И поэтому ни сейчас, ни потом я ей ничего не отдам.

    – Я не буду играть чью-то роль и заполнять своими настоящими чувствами чьи-то трещины. Я – не инженерная каша!

    3
    82