Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Злодеи поневоле

Ив Форвард

  • Аватар пользователя
    Аноним27 июля 2025 г.

    Герои добровольно

    Эту книгу в своё время посоветовала прочитать редактор Мария Руднева, выступавшая куратором на одном из литературных курсов, которые мне посчастливилось проходить. Книгу она рекомендовала как образец фэнтезийной деконструкции, где многие классические для жанра моменты оказались вывернуты наизнанку и поданы с необычного ракурса.

    Некоторые рецензенты ещё утверждают, что книга якобы предвосхитила тренд на антигероев, однако с этим я уже не соглашусь – к моменту выхода (1995 год) жанр уже вовсю "потемнел", а балом правили Сапковский, Мартин, Аберкромби и, прости г-споди, Ник Перумов. Так что возьму смелость утверждать, что ни негативными персонажами на главных ролях, ни чернухой-мрачнухой тогдашнюю публику было не удивить.

    Тем более, что как таковой мрачнухи в книге толком и нет. Она даже своё название отрабатывает с большим трудом – в миссию по спасению мира от чрезмерно усилившегося добра (не буду тут аннотацию пересказывать, кому надо сам почитает) центральные персонажи ввязываются вполне добровольно, а силой в отряд вовсе никто не навязывается. Со "злодейством" тоже не всё однозначно – прямо-таки злой злючкой тут можно назвать только местную дроу, и то с оговорками (ей не чужды ни любовь, ни сострадание, ни дружеская привязанность, а ближе к концу она активнее всех порывается спасать попавших в беду товарищей и даже готова жертвовать собой ради них). Ещё два персонажа – убийца и вор – зовутся злодеями из-за рода деятельности, но по факту и тот, и другой – вполне типичные профессии для стандартных приключенцев в D&D-подобных историях. Остальные трое вовсе злодеями не являются даже формально.

    Зато кого автор обильно вымазала чёрной краской, так это "хороших" – что белый маг-диктатор, что благородный рыцарь (устроивший пару геноцидов), что прочие преследователи. И вот знаете, в какой-то момент приходит понимание, что, по сути-то, перед нами самая обычная история про борьбу бобра с ослом, только сторонам поменяли флажки. Пускай Форвард периодически и пытается (устами персонажей или авторским текстом) пускаться в философствования относительно важности баланса и всего такого, её мысли раскрываются именно в этих рассуждениях, но никак не в повествовании.

    При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что книга плохая! Сюжет выстроен крепко, повороты способны удивить и затянуть, заставляя читать страницу за страницей, а характеры выписаны очень ярко – героям (злодеям) искренне хочется сопереживать. Да и наблюдать, как они из склочной своры по мере приключений становятся друзьями, готовыми и в огонь, и в воду, и в трубы, очень даже интересно.

    Стоит только заметить, что сама по себе книжка ну очень страдает детскими болячками начинающего автора. Насколько известно, для Форвард книга стала литературным дебютом (да и после она особенно в литературе не отличилась) и это чувствуется. Фокал, скачущий туда-сюда порой даже в пределах абзаца. Регулярные анакосмизмы, вроде отсылок на реальные страны или языки, мироустройство, в котором сама автор вроде бы и разбирается, но вот объясняет очень запутанно (книге категорически не хватает карты). Лор то объясняется в лоб, то даётся очень туманными намёками, заставляющими напрячь черепушку (не как что-то плохое, мне такое как раз нравится).

    Наконец, сам по себе сюжет порой строится на слишком уж очевидных костылях и совпадениях. И опять же, я совершенно не имею ничего против, но порой это выглядит слишком искусственно. И конкретно в моментах, когда того или иного персонажа ставят в опасную ситуацию, из которой он выбирается именно благодаря такому вот спасительному роялю. При этом ни ситуация, ни способ спасения не дают ровным счётом ничего ни сюжету, ни лору, ни пониманию характера персонажа, вообще ничего, кроме самой по себе сцены.

    И в такие моменты у меня, как читателя, был лишь один вопрос – а что это вообще было такое и для чего?

    Возможно, отчасти, такой подход можно списать на увлечение самой Форвард D&D и прочими настолками. Ну не понимала девушка, что, когда пати попадает в беду и выкручивается благодаря выпавшей на кубике 20-ке может круто смотреться за игорным столом, в компании друзей, но в сюжетной истории выглядит корявенько.

    Короче, резюмируя – у Ив Форвард получилась хорошая, хоть и не без огрехов, история, которая использует все классические фэнтезийные штампы и приёмы, но при этом подать их с необычного ракурса. При этом история сохранила лёгкий и приключенческий дух, несмотря на поднимаемые порой тяжёлые темы и ряд по-настоящему мрачных моментов, если попробовать над ними задуматься.

    Рекомендую ли? – Да и однозначно да. Однако и на шедевр или какое-то откровение настраиваться не стоит. Просто хорошая книжка, когда хочется старого доброго приключенческого фэнтези.

    19
    138