Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Der Club der unverbesserlichen Optimisten

Jean-Michel Guenassia

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июля 2025 г.

    Оптимизм - это сознательный выбор как потребность дышать

    Новое осмысление. 1 часть, собственно давшая название циклу: Клуб неисправимых оптимистов. Франция, 1960-е годы ~ эпоха значительных политических, социальных и культурных перемен (восстановление после Второй мировой, модернизация экономики и промышленности, колониальные войны с Алжиром, молодежная революция и др.). Это книга о людях разных национальностей, которым по тем или иным причинам пришлось покинуть свою Родину и найти пристанище в задней комнате парижского бистро, создав неповторимый микрокосм эмиграции. Их оптимизм не столько наивная вера в лучшее, сколько сознательный выбор выживших беглецов. Они вынуждены искать свет, чтобы просто дышать:


    Память - источник наших бед, счастье человека - в способности забывать. Память - худший враг счастья. Счастливые люди забывают.

    «Неисправимые оптимисты» [поляки, венгры, румыны, русские, немцы, испанцы] ~ это смесь уникальных историй, полных страданий, яркой картины человеческой стойкости и способа найти опору в простых радостях и взаимной поддержке..

    Тон повествования, общее настроение чем-то наполнило Ремарка, но здесь нет такой вспепоглощающей хтони что ли, монохромных оттенков, лейтмотива потеряннного поколения. И тут, мне кажется, ключевое отличие. У Генассии трагедия, также реальная и глубокая, сосуществует с жизнью. С жизнью Парижа. Здесь город не просто фон/место действие, а, как будто, полноправный герой произведения. Особую магию создают описательные детали, например, про фонтан Медичи: «этот фонтан недостижимая мечта, сотканная из воды, камня и света; маяк для влюбленных и поэтов, хранитель нежных признаний и свидетель вечных клятв». С жизнью обычной французской семьи, в центре которой ~ подросток Мишель, с его семейными и школьными проблемами, первой влюбленностью.

    Мальчик, убегая от «проблем», также находит свое пристанище в этом Клубе. Через истории эмигрантов, их споры о политике и искусстве, их шахматные баталии, мы можем наблюдать некий этап взросления, становления личности на стыке двух миров: условно «нормальной» французской обыденности и европейской истории.

    Погружаясь в роман, ты невольно проникаешься каждым героем, становишься соучастником его судьбы. Книга оставляет легкое чувство грусти. Но мы помним, что оптимизм Клуба ~ умение радоваться мелочам (чашке кофе, партии в шахматы, конструктивному спору да и просто новому дню), несмотря на груз прошлого и неясность будущего.

    3
    293