Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Let Me In

John Ajvide Lindqvist

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июля 2025 г.

    «Своего — впусти,
    что мертво — зарой,
    с кем не по пути -
    не бери с собой». (с)

    В адрес этой книги можно сказать много плохого, равно как и много хорошего. Но первое и основное, что я хочу сказать — это то, что я провела три достаточно эмоционально наполненных вечера за чтением «Впусти меня».

    Эта книга не то, чем кажется на первый взгляд. Казалось бы, история про вампира — ну чем она может удивить? А ведь по сути, это история не просто и не только про вампира, она в принципе о чудовищах. О чудовищах в буквально смысле и о чудовищах в смысле переносном — и порой те, скрытые чудовища, страшнее и отвратительнее настоящих.

    Однако поговорим теперь о книге.
    Я довольно давно заметила, что практически все книги со скандинавским колоритом отличает достаточно мрачная, полудепрессивная, напряженная и тревожная атмосфера, в которой расслабление — это последнее, о чем можно мечтать.
    И эта книга с самого начала погружает читателя в такую атмосферу — серую, мрачную, унылую, расцвеченную лишь двумя красками — снежно-белой и кроваво-красной, и всё это — на фоне беспросветной черноты суровой реальности.

    Авторский слог хорош — он кажется ровным, иногда по-простецки грубоватым, но при этом интимно-разговорным. История делится на несколько пластов-ответвлений, которые в финале сводятся к двум кульминациям, основной и побочной.
    Основная сюжетная линия начинается с Оскара Эрикссона — обычного шведского мальчика, которого травят в школе, который мечется между разведенными родителями, прячет в трусах ссыкарик и мечтает убить своих обидчиков. Встреча с Эли — фактически единственный поворотный момент в его судьбе. И в этом нет ничего возвышенного или романтического, их сближение — это сближение двух отчаявшихся, надломленных душ, чье существование в их собственных глазах кажется бесцельным.
    Не могу сказать, что я симпатизировала Оскару. За ним любопытно наблюдать, но какого-то ощутимого прогресса в его личностном развитии практически нет. Да и в целом в этой книге нет симпатичных персонажей как таковых. Наиболее интересны и способны вызывать сопереживание — это Виржиния, чья судьба была предопределена с самого начала, а сила воли и решение вызвали искреннее сочувствие, и Томми, который хоть и был хулиганом, но при этом не скатился в малолетнего подонка.

    Автор напихал в сюжет книги всего и понемногу. Некоторые сюжетные повороты вызывали у меня буквально шок. Я могла бы скабрезно пошутить на тему разных трактований названия «Впусти меня», но учитывая активно развивавшуюся тему педофилии, думаю, это будет лишним. И так спасибо на том, что автор взвёл этот триггерный курок, но так и не спустил. А то мне как-то даже страшновато было страницу переворачивать...
    Интересным был способ Эли делиться воспоминаниями — по правде, это совершенно ужасная история о том, кем был бедный ребенок, как он стал таким... каким стал, что вынужден терпеть ради выживания... И можно бы его осудить, вспоминания страдания Лакке, но... многие в этой книге — просто жертвы. Жертвы других, жертвы стечения обстоятельств, жертвы самих себя... Повествование чередует описание жизненных событий разных персонажей, но все эти, казалось бы, разрозненные фрагменты оказываются так тесно связаны, что в конце уже практически ничему не удивляешься.

    Да, каждый сюжетный троп при желании можно раскритиковать. И это тоже будет объективно, потому что зачем делать так, когда можно сделать вот так?.. Но смысл есть у всего. Даже у кубика Рубика.

    И поэтому книга оставила по себе достаточно сильное впечатление. Глубокое. Я не могу сказать, что книга мне понравилась, да и в принципе не могу представить, что её можно назвать любимой. Но она интересна, она увлекает своим немного хаотичным, разрозненным и тревожным содержанием. Она местами предсказуема, но не очевидна. И она определенно заставила меня о себе думать, а это уже показатель того, что книга далеко не пустышка.

    6
    216