Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монах

Метью Грегори Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июля 2025 г.

    Перечитала прекрасный готический роман Мэтью Грегори Льюиса. Этот роман высоко ценил маркиз де Сад. Книга была неоднократно экранизирована. Ну и только ленивый не сравнивал эту книгу с бессмертным романом Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Но в своей рецензии я пойду другим путём.
    Если в первый раз следишь за головокружительной фабулой сюжета, переживаешь за положительных героев и надеешься на лучшее, то теперь я обратила внимание на поэзию, которой пронизана книга, на художественные приёмы и на второстепенных персонажей. Несмотря на название, не единому монаху Амбросио уделяется весь спектр авторского внимания. Самого Амбросио можно сравнить с Изабеллой Французской из цикла романов Мориса Дрюона "Проклятые короли". Так и хочется сказать: "Не судите, да не судимы будете". Он безжалостно осудил Агнесу, но потом понял, что сам не так уж безгрешен.
    На деле Амбросио является слабохарактерным человеком, который поддаётся манипуляциям Матильды. Если сначала некоторые преступления его ужасают, то потом подельница берёт его на простое "слабо". Кем была на самом деле Матильда? Какие мотивы она преследует? Какова тайна рождения Амбросио? Эти вопросы сам герой и читатели узнают в конце романа.
    Роман состоит из трёх частей. Каждая часть напоминает акт античной трагедии. А стихотворения, песни и конечно баллады выполняют роль античного хора и предрекают будущее героям. Отдельно хочу отметить балладу "Алонсо Отважный и Краса Имоген". В 18 — 19 веке были популярны баллады и сказки про любовь мертвеца. "Ленора" Бюргера, "Людмила" Жуковского, являющаяся вольным переводом баллады Бюргера, "Свадебные рубашки" Карела Яромира Эрбена, "Любовь мертвеца" Михаила Лермонтова и многие другие произведения. Такова и эта баллада. Но зачастую в таких балладах бывают наказаны героини. За что? Да за всё. За то, что не смогли забыть возлюбленного и стали роптать на Бога, за то, что быстро забыли жениха и пошли под венец с другим. Но к героям таких претензий никто не предъявляет. Здесь положительный герой очень быстро забывает возлюбленную и переключается на другую. И в его адрес не слышно ни малейшего слова осуждения от автора и других героев.
    Роман напоминает волшебный клубок. Писатель использует приём рассказ в рассказе. В книге много тайн, ужасов, жестокости, мистики. Автор не романтизирует тёмные силы. Сатана и демоница не являются той силой, что хочет зла и совершает благо. Финал для некоторых героев показался излишне слащавым. Такие истории должны заканчиваться трагедией.

    18
    453