Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дети Ананси

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним6 августа 2015 г.

    "Давным-давно все сказки были про Тигра. Все истории принадлежали Тигру и все песни тоже. Я бы сказал, все анекдоты были про него, но во времена Тигра анекдотов не рассказывали. Главное в Тигровых историях — насколько крепкие у тебя зубы, как ты охотишься и как ты убиваешь. В Тигровых историях нет ни доброты, ни проказ, ни мира.

    ... Когда все сказки и все песни принадлежали Тигру, дурное для всех было время. Люди перенимают дух сказок и песен, которые их окружают, особенно если своих собственных у них нет. И во времена Тигра все сказки были мрачными. Они начинались слезами и заканчивались кровью, но других люди не знали. Потом появился Ананси. Надо думать, вам все известно про Ананси…

    ...Ананси выиграл все сказки… Выиграл? Нет, он их заслужил! Он отобрал их у Тигра и сделал так, чтобы Тигр не мог больше попасть в реальный мир. Во всяком случае, во плоти. И сказки, которые люди стали рассказывать, превратились в истории Ананси. И было это?.. Кажется, лет десять — пятнадцать тысяч назад. Так вот, в принадлежащих Ананси сказках есть и хитринка, и шалости, и мудрость. И люди по всему миру перестали думать лишь о том, как бы стать охотником и не превратиться в добычу. Выход из положения они начали искать при помощи ума, а не силы — впрочем, иногда попадали в еще худший переплет. Им по-прежнему нужно было наполнять чем-то животы, но теперь они старались сообразить, как бы сделать это, не работая: вот тогда-то люди и начали работать головой! Кое-кто считает, что первым орудием человека было оружие, но только переворачивают все с ног на голову. Всякий раз впереди дубины шел костыль. Ведь теперь люди стали рассказывать Анансины сказки, а потому думали о том, как добиться поцелуя или получить что-то задаром, будучи умнее или забавнее. Вот когда они начали творить мир."

    С Гейманом у меня очень странные отношения. Атмосфера его, без сомнения, талантливых произведений зачастую вызывает у меня глубокое внутреннее отторжение. Ну не моё это: вся эта готика, какая-то скрытая безысходность, мрачная и давящая обстановка. И всё же я раз за разом к нему возвращаюсь... Эти ли не настоящая магия писателя?

    "Американскими богами" я искренне восхищаюсь (Ну когда, когда же мы дождёмся сериала?!). Но сильно ошибётся тот, кто хотя бы попытается сравнить эту книгу с "Сыновьями Ананси". Несмотря на общий мир и общего Ананси - по духу это совершенно разные произведения. "Сыновья Ананси" - история куда более светлая, лёгкая и, даже, осмелюсь сказать, жизнеутверждающая, хотя некоторое количество членовредительств разной степени тяжести в процессе чтения вас всё же ожидают. Весь текст "Сыновей" словно пронизан ярким тропическим солнцем, гавайскими напевами и шумом океанских волн. Удивительный контраст с унылым и серым Лондоном, в котором происходит бОльшая часть событий книги.

    А начинается всё так: однажды скромный служащий Чарльз Нанси по прозвищу Толстый Чарли узнаёт, что у него умер отец. А потом оказывается, что его отец был богом. А потом Чарли с изумлением обнаруживает, что у него есть брат. А потом выясняется, что его брат на самом деле... Нет, не будем забегать так далеко.

    "Сыновья Ананси" - это история о том, как важно отважиться быть собой, как важно себя найти и о том, насколько мифологичным всё ещё остаётся наше мышление ( и вот эта идея и вправду перешла в наследство от "Американских богов"). Тут тебе и божество-трикстер, и целая куча других древнейших архетипов и Песня как чудесная метафора жизни. А ещё она о разнице между богами и людьми. И, конечно же, о выборе.

    В целом, это очень хорошая и качественно написанная книга, определённо стоящая прочтения.

    4
    56