Рецензия на книгу
Сто лет пути
Татьяна Устинова
Аноним24 июля 2025 г.История повторяется дважды, сначала в виде трагедии, потом в виде фарса
"Сто лет пути" - небольшой роман о том, что история есть движение по параллельным виткам длинной спирали. Первый виток - 1906 год, Первая государственная дума. Главный герой - помощник председателя думы князь Дмитрий Шаховской, героиня - молоденькая и хорошенькая журналистка Варвара Звонкова, герои второго плана - депутат Алябьев, его помощник Борис Викторов и молодой приходской священник Андрей. Место действия - Петербург. Борис состоит к тому же в тайной организации молодых революционеров (бомбистов-экспроприаторов и идейных киллеров), в которой он узнает о готовящемся убийстве одного из министров - давнего благодетеля его отца и его самого. Он просит помощи отца Андрея и князя Шаховского, против заговорщиков составляется "анти-заговор" и во время ареста заговорщиков Борис совершает кражу бриллиантов князя, выделенных им из собственных средств в качестве приманки. Алябьев убит, Борису при Думе делать нечего и он скрывается во тьме времени и сумятице российской истории начала ХХ века. Мы понимаем в этот момент, что Борис - герой не совсем положительный.
Второй виток - сто лет спустя, Москва. Главный герой - профессор Дмитрий Шаховской (просто однофамилец и тезка), консультант по историческим вопросам в Государственной думе и, иногда, в МУРе, куда по мере необходимости его приглашает полковник Никоненко (один из сквозных героев романов Татьяны Устиновой, появившийся сначала в "Большом зле..." и "Близких людях", потом в серии о Мани Поливановой). Героиня - судмедэксперт Варвара Звонкова (просто однофамилица и тезка), герои второго плана - аспирант Шаховского Борис Викторов и молодой приходской священник Андрей (просто тезка). Расследуя убийство пройдошистого директора недавно созданного музея, профессор и полковник устанавливают, что аспирант Борис - прямой потомок Бориса Викторова 1906 года, убивший своего приятеля ради украденных бриллиантов князя Шаховского, спрятанных в музее. И мы понимаем в этот момент, что Борис - это антигерой, а по началу просто казался просто амбициозным и не очень умным карьеристом. И как-то это всё удручающе тяжело. Но параллельными витками идут истории любви князя и журналистки в 1906 году и профессора и эксперта в настоящем. и это примиряет нас с сюжетом. И, конечно, Москва, зимняя предновогодняя Москва - от университета на Моховой мимо "Метрополя" к Охотному ряду, мимо Большого театра к Петровке, и по бульварам под снегопадом погулять, и старая-добрая кондитерская - та старая Москва, которую мы все знаем и любим, независимо от того, где мы живем.4111