Рецензия на книгу
Горе от ума
Александр Грибоедов
ValentinaKorsun24 июля 2025 г.Разум против предрассудков: взгляд из XXI века
Я открыла эту пьесу Грибоедова как взрослый человек, которому интересны не сюжетные перипетии, а внутренний конфликт героя и вечные проблемы общества. С первых строк ощущается язык-модель эпохи — остроумный, икебановый, насыщенный афоризмами и перлами, которые сегодня стали пословицами. Например: «А судьи кто?» или «Счастливые часов не наблюдают» — живые мемы XIX века, пережившие столетия.
Чацкий — другой герой, чужой в родной среде. Он возвратился после трёх лет за границей, полон свежих идей и любви, но обнаружил, что окружающие погрязли в ханжестве, карьеризме и лицемерии.
Ни любимая Софья, ни публицисты вида Молчалина — один конформист, другой карьерист — не готовы воспринять его искренность. Чацкий отвернулся от Москвы, признанный безумцем, но при этом оставил отклик в произведении: герой, которого не поняли, остаётся символом свободомыслия.
Сатирический слой фабулы прост: московское аристократическое окружение — Фамусов, Скалозубов, Софья, Молчалин — изображены не карикатурно, а живописно, с внутренней логикой, словно зеркала общества. Герои лишены идеальной черно-белой морали — Фамусов спокойный и мудрящий бюрократ, но консервативный и боящийся нового; Молчалин скользит по социальной лестнице, не мудрствуя; Софья — слабовата, но послушна всем вокруг, надёжна, но не свободна.Именно это напомнило мне классицизм, романтизм и реализм, смешанные в едкой, а порой болезненной сатире Грибоедова.
Автор отказался от строгих канонов классицизма, нарушил единство действия и жанровую чистоту, позволил героям размышлять, спорить, поражать метафорами. Диалоги написаны в рифмованном ямбе, но звучат естественно — в языке разговора. Благодаря этому пьесу легко читать современному человеку, несмотря на стилистические архаизмы.
Поразительно, но спустя два века «Горе от ума» не утратило своей остроты. Оно говорит не только о Константинополе дворянской Москвы одной эпохи, но и о вечных конфликтах между поколениями, между свободомыслием и конформизмом, между личным и общественным соглашательством. Именно поэтому её читают вновь уже взрослыми и возвращаются к ней снова и снова.Я чувствовала, что читаю не просто пьесу, а зеркало общества — в котором отражено много неизменного: карьера вместо честности, сгущающееся лицемерие, боязнь перемен и нежелание слушать. Чацкий — не герой‑мученик, а трагик с остроумной улыбкой. Он показался мне человеком, который устал объяснять правду всему обществу, равнодушному ко времени и истории.
Если вам близки темы личной независимости, борьбы с застывшим порядком, если вы цените язык, который точен, фундаментален и одновременно живой — эта комедия не оставит вас равнодушным.
Стиль Грибоедова безукоризнен: он умудрился в рифму вставить живую речь тех, кому важно быть услышанным, даже если вокруг глухо. Именно в этом и заключается горечь ума — когда разум острый, а дом слеп.16519