Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Идиот

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним5 августа 2015 г.
    Совершенство нельзя ведь любить; на совершенство можно только смотреть как на совершенство.

    Какого это...быть Идиотом?

    Общество по своей натуре жестоко и беспощадно. Всех, кто отличается - считают дураками, чудаками, «неформатными» людьми. Даже такие качества как доброта, верность, наивность, отзывчивость будут вызывать пересуды и вопросы, если их чресмеру. А почему? Да, потому что большинство из нас наглые лжецы, подлые трусы и напыщенные корыстолюбивцы. Немного обидно, зато в точку. Поэтому человека, который с первого взгляда всем верит, который не стыдится показаться смешным или лишним, который не думает перед каждым своим действием «А что подумают другие?», который прощает и жалеет, почему-то первым делом считают за… Идиота.

    Все именно так. Я думаю, что Льва Николаевича Мышкина прежде всего нарекали таким малоприятным выражением в первую очередь именно из-за его личностных качеств, а не из-за падучей болезни и слабой психики. Его не ждут, а он приходит? – Идиот. Его обворовывают, а он прощает? – Идиот. Над ним смеются, а ему все равно? Идиот. Его обходят стороной, а он протягивает руку? И-Д-И-О-Т!!!


    Есть люди, о которых трудно сказать что-нибудь такое, что представило бы их разом и целиком, в их самом типическом и характерном виде; это те люди, которых обыкновенно называют людьми "обыкновенными", "большинством", и которые, действительно, составляют огромное большинство всякого общества.

    Именно среди таких людей протекает жизнь князя Мышкина после приезда в Россию. До этого он жил в Швейцарии, где его окружала лишь природа, дети и доктора. Общество не могла влиять на его духовное развитие, поэтому он и не похож ни на кого из своих новоиспеченных российских знакомых: ни на семью Епанчиных, ни на Парфена Рогожина, ни на Иволгиных и др.

    Цель Достоевского в этой книги изобразить положительно прекрасного человека и, в сущности, он справляется. Тогда почему после более 600 страниц я не ощущала ни любви, ни симпатии, ни даже сострадания к этому персонажу? Нет, дело не в Достоевском, он свою задачу выполнил сполна, дело в том, что такой положительно прекрасный человек просто лишний в буржуазном обществе. Его глотают, пережевывают, а после выкидывают уже неисправным.

    И опять Достоевский раскручивает сюжет подле падшей, нравственно-обделенной женщины Настасьи Филлиповны. (Вот опять она Соня для Раскольникова, Грушенька для братьев Карамазовых.) Все-тот же образ, только разные имена. И вот такая женщина поглощает Мышкина с первого взгляда, вернее еще до личного знакомства, он очарован рассказами о ней и ее портретом. Для него она идеал. Но как же, он такой правильный и наивный мог склоняться перед такой тварью, как Настасья Филлиповна, вы хотите спросить? Я долго думала над этим, и мой ответ – жалость.


    Я ее "не любовью люблю, а жалостью"

    Сначала не поняла смысла этой фразы, но, только дочитав книгу и начав анализировать, я поняла, что он действительно с первого взгляда увидел на ее лице неимоверные страдания. Как эта молодая и красивая женщина презирает и ненавидит себя, и хочет быть лучше и выбраться, но после думает, что не заслуживает этого и сама погрязает в этой грязи все глубже и глубже. Только она сама заталкивает себя в помойную яму, из которой не выбраться. И он по доброте душевной протягивает ей руку, потому что он же «идиот», до неприличия наивный. Но нельзя спасти того, кто противится этому. Я не смогла до конца понять Настасью, поскольку Достоевский практически не описывает ее чувств и мыслей, и мы можем только догадываться и «подсматривать» за ней из писем к Аглае, из бесед Мышкина и Рогожина. Она действительно не здорова, она ненормальна. Если изо дня в день силками насиловать собственную душу и заталкивать-заталкивать себя в грязь, то насколько больно это может быть? Действительно страшно представить, что творилось в голове такой женщины, и я понимаю, что Достоевский не тот писатель, который раскрывает женские души. Он ставил себе иные задачи. Но уже сама Настасья вызывает ужас, страх, жалость, дрожь… Иногда просто не стоит открывать ящик. (Пандора молча кивает).

    С другой стороны юная, очаровательная, избалованная, эгоистическая и несносная Аглая Ивановна. Что можно ожидать от девушки, которую двадцать лет растили, как комнатный цветок, который всегда жил только под искусственный светом лампы и никогда не прикасался к солнечному свету? Однозначно же, бунт. Я действительно не выношу подобных девиц и не питала особой симпатии к этой героини, но она однозначно разбавляла эту депрессивную, угнетающую, тяжелую книгу. Она оскорбляет князя, насмехается над ним, но за этим всем скрывается страстная любовь. Совсем как маленький ребенок, ей-богу. И опять же это и есть корень чувства Мышкина к данной особе. Ведь он вырос среди детей и в Швейцарии считал их своими друзьями. Поэтому он и испытывал к ней нежность, которую принимал за любовь.

    Поэтому я пришла к выводу, что он не любил ни Настасью Филлиповну, ни Аглаю Ивановну. По своей наивности и неопытности он спутал любовь в первом случае с жалостью, во-втором – с нежностью.


    Ха – ха! И как это любить двух? Двумя разными любвями какими-нибудь? Это интересно…бедный идиот! И что с ним будет теперь?

    Но кто сказал, что это менее сильные чувства? Один из самых сильных моментов в книге, это встреча главной четверки героев на квартире у Настасьи Филлиповны и их перепалка с Алгаей. Как метко, четко, живо Федор Михайлович передал ненависть, презрение, досаду, стыд, жажду побед двух соперниц за одного мужчину. Мы женщины именно такие, какими Достоевский показал в этой сцене своих героинь. Мы безжалостны и ядовиты, если это касается того, что мы хотим. И опять же, не думаю, что кто-то из них по-настоящему любил Льва Николаевича. Для Аглаи он был способом пойти против родителей и выбраться из «клетки», для Настасьи – спасителем, истинным христианином и человеком, который протянул руку такому отверженному и прокаженному созданию, как она. Но кто я, чтобы судить с чего начинается любовь? У всего есть начало и конец, и обе причины могли действительно перерасти в настоящее чувство…но Достоевский пишет не о любви. Это не любовный роман, и те, кто его ищет, должны бежать от Федора Николаевича куда подальше.

    В конечном итоге, «идиот» не способен жить в обществе, будучи счастливым и понятым. Положительно прекрасный человек все равно страдает и мучиться, не меньше других.


    …люди и созданы, чтобы друг друга мучить.

    Могу с убеждением сказать, что больше всего мне понравилась первая часть книги, ее я читала и не могла оторваться. Безумно сильный момент, когда князь Мышкин рассказывает об увиденной казни и делиться своими мыслями. А тем более с кем? С тремя «тепличными» барышнями и их неугомонной матерью. Опять же, «идиот» он и в Африке ….


    Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление.
    Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье.

    Дальше книга пошла тяжелее и утомительнее, поскольку вплетались судьбы множества новых героев, а мне так хотелось больше узнать о Настасье, о том, что был между Мышкиным, ею и Рогожиным за те полгода, пока князя не было в Петербурге. Но конец книги опять был увлекательным и интригующим, что скрасило весьма равнодушное отношение к середине книги.

    Я одновременно люблю Достоевского и ненавижу, поскольку знаю, как велики его книги, но необходимо вчитываться в каждое слово, в каждую мелочь, в каждую буковку. Это не легкое чтиво, это даже не обычный «роман». Это произведения своего рода «философско-психологические трактаты». Я не знаю, осознала ли я гениальность и значимость «Идиота» хотя бы на 40%, но я получила мазахисткое удовольствие, ломая, принуждая себя читать эту книгу. Да, я и не пыталась вникнуть в эту книгу, как в учебник жизни или нечто большее. Я старалась смотреть на это, как на очередное художественное произведение. Потому, что если я в свои 20 лет захочу полностью осмыслить и раствориться в гнетущем, страшном, удушливом мире Федора Николаевича, легче просто спрыгнуть с моста. А я еще хочу жить… я хочу верить во что-то хорошее, светлое, доброе… Пусть это и окажется иллюзией, но я приду к этому позже… Сейчас не время. Достоевский не дарит надежды. Его книжные миры пугающие и ужасны.

    Но это не значит, что нам нельзя открыть книжку и подсмотреть хотя бы одним глазком? Вдруг увидишь, как блестящее лезвие вонзается в чье-то мягкое, нежное, женское тело и сознание навсегда оставляет несчастное, отверженное создание? Только «Тссс»…. Не спугни. Иначе можешь быть следующим…

    P.S.


    Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.

    Кто кроме Идиота способен на такое? А мы-то с вами всего лишь люди…

    12
    86