Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бегущий по лезвию бритвы

Филип Дик

  • Аватар пользователя
    Аноним4 августа 2015 г.

    Жанру антиутопии всегда присущи некоторые отличительные черты. Это или довлеющее политическое начало со всеобщей унификацией ("1984"), или добровольное подчинение человечества бессмысленному, наполненному удовольствиями существованию ("О дивный новый мир"), почти всегда это - неблагополучное состояние мира будущего вследствие экологического, ядерного или любого другого катаклизма... При этом практически любая антиутопия концентрируется на группке людей, противостоящих унылому и беспросветному жизненному укладу. Исход этой борьбы не важен. Единицы в нашей обыденной жизни чаще всего закономерно проигрывают большинству. Однако в антиутопических декорациях, изъеденных червоточинами недоверия, социального расслоения и недостатка ресурсов, даже один человек может стать катализатором слома общественного порядка. Обнадеживает, не так ли? Всегда приятно осознавать значимость отдельно взятой личности, пусть она может в равной мере как спасти, так и разрушить всё до конца.

    Филип Дик в своих «…электроовцах» идёт дальше. Перед вами мир, в котором куда не ткни – попадёшь в место хуже, чем предыдущее. Где космическая экспансия – всего лишь попытка сбежать на непригодные для жизни планеты от собственноручно созданных экологических проблем. Где технический прогресс позволил каждому иметь летающий автомобиль, но при этом поставил оставшееся на Земле человечество на грань вымирания от радиоактивной пыли. Где дарующий надежду и спасение от одиночества мерсеризм подавляется бодро вещающим с телеэкранов Бастером Фрэндли. Где люди поделены на работоспособных, адекватных членов общества и специалов – медленно деградирующих индивидуумов с пораженным мозгом. Где на каждой крыше мычат, блеют и ржут механические зверушки, неотличимые от настоящих. Много ещё можно перечислять, но главное – весь этот мир медленно, но неотвратимо умирает, а населяющие его жители, отказывающиеся эмигрировать, смирились и ищут утешения – в работе, телевизоре и приборах, контролирующих эмоции.

    Рик Декард – представитель специфической профессии. Он – охотник за премиальными, рыскающий по наполовину заброшенному городу в поисках сбежавших от хозяев андроидов. Человекоподобные роботы создавались для колонизации других планет, и должны были полностью подчиняться внедрённым в них программам. Правда, всё вышло в лучших традициях развития искусственного интеллекта в НФ: постоянное усложнение программного комплекса привело к тому, что андроиды внешне не отличаются от людей и способны вполне адекватно общаться, работать и встраиваться в социум. Единственное, что их создатели оставили за кадром – способность к эмпатии, сопереживанию и искренним человеческим чувствам. Как бы ни был совершенен мозг машины, человеком она не станет. Этот факт и позволяет подобным Декарду выявлять беглецов и «усыплять» их.

    Честно говоря, я настраивалась, по меньшей мере, на мировой заговор, поэтому была несколько разочарована отсутствием какой бы то ни было глобальной подоплёки. Вместо этого Дик концентрируется на внутреннем мире главного героя. Декард постоянно перескакивает от одной крайности к другой. Вот он невероятно крутой мачо с лазерным пистолетом, крушащий андроидов направо и налево и выпутывающийся из самых тупиковых ситуаций. А через минуту – хнычущая развалина, полная сочувствия к своим жертвам. Такие резкие переходы, вместе с сомнительной логикой некоторых его поступков и суховатой манерой повествования мешают проникнуться страданиями героя. А явившиеся ему откровения и вовсе не воспринимаются откровениями, зато наводят на вопрос, почему раньше нечто подобное не приходило ему в голову. Другое дело Джон Изидор. Образ запуганного, одинокого человека, лишенного даже крохотной надежды, прозябающего в пустой захламлённой квартире, получился очень живым и логичным, насколько логичным вообще может быть специал.

    Мир будущего, которое должно было, по Дику, настигнуть нас ещё в 90-х, выведен во всех своих ужасающих подробностях. Киберпанковские пейзажи опустевших городов довольно типичны, как и тема человекоподобных роботов (в романе они, впрочем, смотрятся неплохо, вот только грешат тем же отсутствием логики, что и главный герой). А вот засилье механических животных выглядит по-настоящему жутко. Нетрудно представить себе, что зверьё очень сильно пострадает в процессе масштабной техногенной катастрофы, и что многие виды исчезнут, тогда как оставшиеся окажутся на грани вымирания. Дик доводит эту проблему до абсурда: в постапокалиптических условиях содержание живого, например, кота оказывается делом чрезвычайно дорогим и рискованным. Однако важным для престижа и эмоционального состояния семьи. А если доходы не позволяют купить лошадь и поставить её в загон на крыше, а самомнение не даёт ограничиться крысой или белкой, тогда остаётся последний вариант – животные-андроиды, такие же пушистые, так же глядящие на вас умильными просящими глазками, но неизменно вызывающие отвращение. Люди, обвиняющие своих слуг-роботов в присутствии самосознания и при этом кормящие искусственных овец искусственным овсом? Это ли не один из мрачнейших вариантов ожидающего нас будущего?

    17
    136