Рецензия на книгу
Пять ночей у Фредди. Серебряные глаза
Скотт Коутон, Кира Брид-Райсли
XeshaXenon20 июля 2025 г.Идемте, пластиковые глаза!
Как начиналось моё путешествие в мир книг про ФНАФу
Сразу скажу, что с "каноничным" сюжетом игры знакома очень поверхностно, но общую концепцию знаю. По этой причине оцениваю книгу чисто с точки зрения самостоятельного художественного произведения.
Честно, я не сильно горела желанием читать эту книгу. Примерно год назад увидела обзор на сюжет игровой франшизы через призму романов по ней. Подумала про себя " ну, может и прочитаю, звучит неплохо".
Недавно с подругой смотрели это же видео и как-то так получилось, что она предложила мне их прочитать. Раз обещание дано - прочитать и написать рецензию нужно обязательно.
------------------------------------
Завязка
В центре сюжета у нас 17-летняя девушка Чарли, отец которой, Генри, создал аниматронных животных-роботов для семейной пиццерии. Вокруг этого заведения ходят много неприятных сплетен после того, как в ней пропало 5 детей. После судебных и полицейских разбирательств отец Чарли покончил с собой, и Чарли стала жить со своей тётей. Девушка стала свидетелем пропажи Майкла, который находился в кругу её друзей, когда случилось его исчезновение.
Спустя 10 лет Чарли вместе со своими друзьями возвращается в родной город, чтобы почтить память Майкла, которого так и не нашли после того рокового для в пиццерии. Они решаются на повторное посещение заброшенного заведения для восстановления памяти о том роковом дне.
-----------------------------------
Как всё скучно набирало обороты
Провисание сюжета начинается с самого начала: вроде герои и говорят потихоньку про события из прошлого, но их диалоги обычно строятся в соотношении 92% - бессмысленная болтовня друг о друге и о себе , а остальные 8% - обрывочные воспоминания о днях, проведённых в пиццерии "У Фредди".
Серьёзно, герои не делают и не говорят ничего для продвижения сюжета примерно 1/5 от всей книги.
-----------------------------------
Как всё сумбурно и тупо продолжилось
Сначала в пиццерию отправились 4 человека: Чарли(гг), Джессика (симпатичная подруга гг), Карлтон( сын полицейского и, по совместительству, единственный из всех друзей, который после трагедии так и остался жить в городе Харикейне) и Джон(потенциальный парень гг). Они там что-то посмотрели, походили в темноте и вернулись домой.
Потом к ним присоединились ещё друзья: Ламар, Марла и её младший брат Джейсон. Они решили СНОВА пойти в пиццерию, но во время путешествия в полупустом разрушенном здании они услышали какие-то шорохи, испугались и снова ушли оттуда.
Через некоторое время они (пожалуйста, НЕ СМЕЙТЕСЬ), С Н О В А отправились в пиццерию, но тут произошло интересное событие: прямо перед входом их останавливает некий охранник Дейв, который хочет прогнать подростков, т.к. они проникли на частную территорию. Чарли и компания не хотят уходить, поэтому просят, что этот скрытный, мутный, непонятный, пугающий, СОВЕРШЕННО ТОЧНО НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ МАНЬЯКОМ охранник провёл им экскурсию. "Ну ок",-сказал охранник, так что теперь герои следуют за ним.
Чарли замечает, что у охранника странные симметричные шрамы на шее, которые могли образоваться после схлопывания на нём штырей внутри костюма(куда маньяк, соответственно, и запихивал украденных детей). Чарли видит это, складывает в голове эти факты, но ничего не говорит про данные наблюдения своим друзьям. Готовьтесь, всю книгу Чарли будет соображать и двигать сюжет только по данной схеме: она что-то замечает -> открывается воспоминания об этом -> она понимает, что это опасно для неё и её друзей, но не будет говорить об этом, потому что это тревожит её воспоминания про покойного отца.
Вот так вот и выходит: главная героиня отправляет своих друзей в опасные места на погибель и не собирается им помогать, потому что это бы вытеснуло её из собственной зоны комфорта. И ЭТОМУ персонажу я должна сопереживать всю трилогию?
-----------------------------------
Первое похищение на глазах у ребёнка
Когда подростки разглядывали пиццерию, Дейв успел переодеться в костюм жёлтого кролика и похитить Карлтона прямо на глазах у мелкого брата Марлы.
Джейсон, конечно же испугался, расплакался и побежал сообщать о пропаже сестре. Марла смотрит на него серьёзно и говорит : " такого не могло быть, потому что кролик стоял на сцене, и он не жёлтого цвета, а синего, так что ты врёшь".
??????. По сюжету там описывалось, что родители Марлы собираются разводиться( зачем читателю эта информация?), и только она по-настоящему заботится о брате. И что же мы видим? При первой же проблеме она отмахивается от него со словами, что он - врунишка.
Когда же вся компания вышла из пиццерии, а Карлтон так и не вернулся, они наконец-то забили тревогу.
И, в коем-то веке, они додумались вызвать полицию!
-----------------------------------
Полицейские разборки и тупейшие условности для создания нужных ситуаций
Полиция приезжает. Глава полиции - отец пропавшего подростка. Он зовёт всю компанию к себе домой, чтобы там во всём разобраться, т.к. находиться около пиццерии небезопасно.
Они приезжают, пьют какао, а папаша Карлтона говорит : "Ребят, да забейте вы, он же просто прикалывается над вами. Скоро сам вернётся, вот увидите!", аргументируя это тем, что его сын - большой шутник и приколист.
Ну, то есть, да..... глава полиции, который ещё 10 лет назад расследовал дело о ппохищении 5 детей в ТОЙ САМОЙ пицерии, в которой сейчас пропал его сын-подросток, советует не волноваться за него, т.к. думает, что это всё несерьёзно. Жалко, конечно, жителей Харикейна, если их полиция так расследует все дела.
"Вот почему этот Клэй( именно так зовут отца Карлтона) не мог сразу отправить в здание наряд полиции, чтобы там со всем разобрались? Они же знают, что там произошло 10 лет назад...", - спросите вы. А я отвечу, что он не может их отправить потому И ТОЛЬКО ПОТОМУ ,что иначе не произошёл бы нужный сюжетный поворот, чтобы подростки СНОВА В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ сами отправились в эту проклятую пиццерию.
"А почему маньяк не мог забрать Карлтона, когда он пошёл в пиццерию в самый первый раз в начале романа?" - а потому что тогда бы автор не смогла включить в сюжет ещё 3 персонажей, двое из которых вообще никакой важной роли в сюжете не играют.
"А почему маньяк не мог забрать сразу Чарли, если она больше всех знает про планировку здания и строение аниматронных костюмов?", - потому что иначе у нас не было бы арки, в которой героиня спасает Карлтона из костюма, т.к. ТОЛЬКО ОНА знает, как они устроены и как безопасно извлечь из них тело без повреждений. Знания она передать не может, т.к., опять же, это тревожит её воспоминания.
Компания Чарли переночевала в доме у полицейского, а наутро, за завтраком, мать Карлтона всё-таки узнаёт, что её родной сын пропал в пиццерии, и читателю представляется картина, что она звонит в полицию и вызывает наряд на поиск своего ребёнка.
-----------------------------------
Полицеский в пиццерии
Как оказалось, на дело, в коором пропали 5 детей, а спустя 10 лет ещё и подросток, отправили целых.... целого одного молодого сотрудника полиции, у которого при себе были только фонарик с дубинкой. Конечно же, его убили.
-----------------------------------
Такое же скучное продолжение событий и финал, о которых даже рассказывать не хочется
Чарли с Джоном поехали в библиотеку искать архивные записи о пиццерии и пропавших в ней детях, младшего брата Марлы похитили, герои снова пошли в пиццерию, там они нашли и побили маньяка, который потом до конца книги закрывал им выходы наружу и стравливал на них аниматроников.
Это даже пересказывать скучно, а читать - тем более. Персонажам не приходится думать вообще, т.к. есть Чарли, у которой на любую сложную ситуацию всплывает в голове воспоминание с готовым решением. Личностного роста у героев нет, потому что, опять же, они не испытывают трудностей с решением проблем, из-за чего за ними совершенно неинтересно наблюдать.
-----------------------------------
Сумбурное и рваное повествование
Когда я пыталась пересказать сюжет подруге, она несколько раз останавливала меня и просила, чтобы я заново объяснила и пересказала какой-то момент, потому что вся книга - сумбурная каша из разных событий, между которыми автор старается провести сюжетную линию. Из-за этого практически до самого финала не может сложиться полноценная картина всего романа.
-----------------------------------
Описания, язык, перевод
Я не знаю, насколько автор была знакома с игрой и сюжетом в ней, но трёх главных аниматроников( медвель, курица, заяц) она описала так, как они и представлены в игре.
Что же это за серебряные глаза, которые выведены аж в название книги? Ну, это глаза Фокси (Аниматроник-лис). Я несколько раз искала его картинки в интернете и выяснилось, что У НЕГО ГЛАЗА ЖЁЛТЫЕ. Ну вот как автор смогла найти картинки трёх персонажей в интернете, а четвёртого - нет??? Ладно, если бы это мелькало где-то на фоне, но вокруг этого строится название романа и многочисленные воспоминания главной героини.
Язык в этой книге простой, я бы даже сказала примитивный. Некоторые переведённые фразы - просто жуть. например, персонажи, когда хотят друг друга куда-то позвать, говорят "Идёмте". Идёмте....Не "идём", не "пойдём", не более формально-подростковое "погнали".
Или, например, когда идёт описание частей аниматроника, у автора существует только одно прилагательное к слову "глаза". Пластиковые. Не "полимерные", не "искусственные". Кажется, что слово пластиковые звучит нормально, но в книге оно повторяется, без шуток, раз 20-25, из-за чего оно просто приедается.
-----------------------------------
Итог
Книгу не советую ни фанатам оригинальной серии игр, ни фанатам хорорров, ни любителям мистике - решительно никому, потому что этот роман - лениво выполненное творение, написанное по тз " роман про подростков с аниматрониками( поищите в интернефе фнаф фредди пицца фото), мистика, ужасы, воспоминание, 90-е в США". У автора был большой разгон для фантазии, потому что с этими данными можно было написать невероятно захватывающее произведение, но, увы...Содержит спойлеры1108