Рецензия на книгу
A Moveable Feast
Ernest Hemingway
Аноним3 августа 2015 г.Remises памяти и сердца
«Париж никогда не кончается», — сказал Хемингуэй и, видит небо, он был абсолютно прав. Париж не кончается, как не кончается в нем присутствие тех, кто хоть на миг прикоснулся к этому миру.
«Праздник, который всегда с тобой» — это не только Париж как он есть (именно «есть», а не «был»), но и очень грустная история жизни, бедности и счастья — ровно настолько, насколько счастье может обернуться грустью. Это история маленьких трагедий и больших надежд, история признательности и разочарования. «Праздник…» правдив, как правдив Хемингуэй, несмотря на то, что «книга — беллетристика, и многое было изменено в попытках сделать ее картиной истинного времени».
Время предстает в романе целостно и настолько живо, что проваливаешься в этот разрыв длиной в столетие. Несмотря на скачки по событиям и воспоминаниям, повествование не создает эффекта лоскутного одеяла. И ты переносишься в Париж двадцатых годов — где у каждого были свои кафе для письма, для чтения и для встреч; где по утрам пастух гонит по улицам своих коз, предлагая свежее молоко; где литераторы поддерживают друг друга и никогда не хвалят друзей в глаза. Ты сам ходишь по этим улицам, рядом с Хемом и Хэдли; ездишь в машине без верха рядом со Скоттом; делаешь ставки на лошадей и наблюдаешь за боксирующим любителем.«Праздник…» неоднороден: здесь есть автобиография, воспоминания, представление друзей и давешних знакомых, писательские наставления и демонстрация своего творческого пути, а еще — очень меткие и точные размышления и замечания о людях, природе, войне, играх, разного рода заведениях etc etc etc
Хемингуэй не приглашает читателя присоединиться к его прогулкам по Парижу, поездкам в горы или тем более проведению времени в уютных кафе. Но он открывает этот мир, позволяет заглянуть в него и решить — впускать ли в себя тот праздник, что никогда не кончится и всегда будет с тобой.440