Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Замок

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июля 2025 г.

    "Вы не из Замка, вы не из Деревни. Вы ничто."

    Это было довольно сложное чтение для восприятия обычного читателя. Мне приходилось заставлять себя читать роман, и я вздохнула с облегчением, когда он внезапно закончился строчкой:


    "На этом рукопись обрывается".

    Кафка вообще отличался тем, что многие его крупные произведения остались незавершенными. Видимо, абсурдизм в них заходил так глубоко, что сам автор терял к ним свой писательский интерес.
    По сюжету существует некий Замок - комплекс сооружений, который населяют разного рода чиновники.


    "Это была и не старинная рыцарская крепость, и не роскошный новый дворец, а целый ряд строений, состоящий из нескольких двухэтажных и множества тесно прижавшихся друг к другу низких зданий, и, если бы не знать, что это Замок, можно было бы принять его за городок"

    В современном обществе внутренняя система этого Замка была бы сопоставима, пожалуй, с устройством Государственной Думы. При Замке существует некая Деревня. Проще говоря - народ. В эту политическую систему интегрируется главный герой - некто по имени К. Он прибывает откуда-то с неизвестного направления, чтобы выполнить определенную работу в качестве землемера. По прибытии в Деревню К. вдруг обнаруживает, что здесь о его персоне никто ничего не знает, и, собственно, никто его не ждёт. Жители Деревни воспринимают его как чужака, не хотят иметь с ним никаких дел, а связь с Замком осуществляется в виде писем, которые передает посыльный по имени Варнава, имя которого соответствует упоминаемому в Библии апостолу, а описание создаёт в воображении некий ангельский образ:


    "Одет он был почти что во всё белое, и хотя платье было не из шелка - как и все другие, он был в зимнем, - но по мягкости, по праздничности это платье напоминало шелк. Лицо у него было светлое, открытое, глаза сверхъестественно большие"

    Да и сам Замок в воображении главного героя в некотором роде выглядит одушевлённо, а в каком-то смысле даже божественно:


    "Когда К. смотрел на Замок, ему иногда казалось, будто он наблюдает за кем-то, а тот сидит спокойно, глядя перед собой, и не то чтобы он настолько ушел в свои мысли, что отключился от всего, - вернее, он чувствовал себя свободным и безмятежным, словно остался один на свете и никто за ним не наблюдает, и хотя он и замечает, что за ним всё-таки наблюдают, но это ни в малейшей степени не нарушает его покоя"

    Замок закрепляет за главным героем двух помощников. Имя одного из них - Иеремия, снова отсылает к библейскому пророку.
    Выходит, что случайно или намеренно, Кафка оставил в своем романе некие библейские "пасхалки". Ориентируясь на эти отсылочные элементы, находятся читатели, которые ищут в контексте романа религиозный смысл. Хотя, очевидно, что сатира на бюрократическую тему здесь всё же прослеживается куда явственнее.


    "В таком огромном учреждении, как графская канцелярия, может всегда случиться, что один отдел даст одно распоряжение, другой - другое. Друг о друге они ничего не знают, и хотя контрольная инстанция действует безошибочно, но в силу своей природы она всегда опаздывает, потому и могут возникнуть всякие незначительные недоразумения"

    Неразбериха, из которой главный герой пытается выпутаться, чтобы узнать о том, кто же его пригласил и зачем, приводит его в гостиницу, где он встречает свою любовь в лице буфетчицы - Фриду. Через неё он рассчитывает подобраться ближе к чиновникам, но ситуация в итоге оборачивается против него.


    "Вы не из Замка, вы не из Деревни. Вы ничто. Но, к несчастью, вы всё же кто-то,вы чужой, всюду лишний, всюду мешаете, из-за вас у всех постоянные неприятности, из-за вас пришлось выселять служанок, нам ваши намерения неизвестны, вы соблазнили нашу дорогую крошку, нашу Фриду, - и теперь ей, к сожалению, придется выйти за вас замуж"

    Как ни пытается господин К. приблизиться к чиновникам, планы постоянно срываются. Казалось бы, вот он Замок - рукой подать, но туда не попасть. Но способ находится - явиться на прием к чиновникам в качестве просителя, в то время, когда они прибывают в Деревню и проводят время в гостинице. И даже здесь К. встречает обстоятельства, которые возводят преграду между ним и целью. Тут всплывает один-единственный эпизод в книге, над которым можно, пожалуй, посмеяться. Главный герой спрашивает у слуги, не мог бы тот разузнать чем занят в своей комнате чиновник, и есть ли возможность к нему попасть. А далее происходит следующее:


    "Лежит, - сказал слуга, спустившись, - на постели лежит; правда, одетый, но мне кажется, что он дремлет. Тут, в Деревне, от перемены обстановки его иногда одолевает усталость. Придется нам подождать. Когда проснется, он позвонит. Конечно, случается и так, что все время своего пребывания в Деревне он спит, а проснувшись, должен тотчас же уезжать в Замок. Ведь он сюда приезжает работать по доброй воле"

    Упорству главного героя можно позавидовать. Он снова и снова бросает вызов системе, людям, обстоятельствам, чтобы добиться желаемого. Вместе с тем он пытается открыть глаза людям на правду.


    "Трепет перед администрацией у вас тут врождённый, а всю вашу жизнь вам его внушают всеми способами со всех сторон, и вы этому ещё сами способствуете как только можете"

    История осмыслена, но, вместе с тем, происходящее абсурдно. Главного героя пригласили на работу, но кто именно и что требуется - неизвестно. Существует ли вообще этот Замок, с которым так трудно выстроить связь?


    "Замковой горы не было видно. Туман и тьма закрывали её, и огромный Замок не давал о себе знать ни малейшим проблеском света. Долго стоял К. на деревянном мосту, который вел с проезжей дороги в Деревню, и смотрел в кажущуюся пустоту"

    Также и с чиновниками. У жителей Деревни порой не находится единого мнения относительно того, как выглядит тот или иной представитель власти их маленького мира.


    "Это представление непрестанно меняется, наверно даже больше, чем меняется сама внешность Кламма. Он выглядит совершенно иначе, когда появляется в Деревне, чем когда оттуда уходит; иначе - до того, как выпьет пива, и совсем иначе потом; когда бодрствует - иначе, чем когда спит; иначе - в беседе, чем в одиночестве, и, что, конечно, вполне понятно, он совсем иначе выглядит там наверху, в Замке. Но даже в Деревне его описывают по-разному: по-разному говорят о его росте, о манере держаться, о густоте его бороды, вот только его платье все, к счастью, описывают одинаково - он всегда носит один и тот же черный длиннополый сюртук"

    Замок слишком окутан тайнами, слишком неприступен и загадочен. А любая тайна конечно же представляет живой интерес абсолютно для всех в округе. Персонажи плетут интриги, пытаясь занять лучшее положение в обществе, чтобы стать ближе к Замку. Все они очень ответственно относятся к должностям, которые им отведены, но каждый хочет возвыситься. И как только они получают новую роль в обществе, сразу же меняются до неузнаваемости.


    "Пока я находился с тобой в служебных отношениях, ты, разумеется, был для меня важной персоной, не из-за твоих достоинств, а по долгу службы, и я охотно сделал бы для тебя всё, чего бы ты ни захотел, но теперь ты мне безразличен"

    Так о чем же, всё-таки этот роман? О борьбе с системой? О могуществе власти и беспомощности народа?


    "Правда, это бесполезное стояние и бесконечное ожидание изо дня в день без всякой надежды на перемену ломают человека, делают его нерешительным, и в конце концов он становится не способным ни на что другое, кроме безнадёжного стояния на месте"

    Я вижу основную идею книги в борьбе за власть и положение в обществе, подчеркнутую разницу людей в социальной иерархии. Но персонажи, их мысли и поступки прописаны до того своеобразно, длинными запутанными монологами и диалогами, что, как говорится "без бутылки не разберёшься". Не лёгкое чтение. Тут требуется "полное погружение", домысливание, как в археологических раскопках - нужно собрать целостное из отдельного. Кому-то удается, кому-то - нет. Поэтому книгу рекомендовала бы в первую очередь читателям, которым нравится искать скрытые смыслы в образах и фразах.

    4
    513