Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Долой оружие!

Берта Зутнер

  • Аватар пользователя
    Xorek17 июля 2025 г.

    Громкий примитивный лозунг на фоне любовного романа

    Больше всего на свете я не люблю читать предисловия и, если есть хоть малейшая возможность, малодушно их пропускаю. Но сегодня мы разбираем беспрецедентный случай, когда я специально вернулась посмотреть и почитать о том, что же хотел сказать автор.

    Учитывая название произведения, возможно, у читателя возникнет вопрос: "А что, собственно говоря, было непонятно?"

    Действительно, с основным тезисом/позицией автора/столпом мировоззрения четы главных героев проблем не возникает - его любезно разместили на обложке книги в качестве названия, а минимум раз в пять страниц упоминают на протяжении всего повествования. И вроде как сакральные вопросы "зачем?" и "на кой?" тоже возникать не должны - благородная цель привлечь всеобщее внимание и заставить отказаться от войн. Вот только все всем вроде понятно, а вопросы остались.

    В предисловии книга госпожи Зутнер "Долой оружие!" называется "романом из жизни" и сообщается пользе "сделанной пером" австрийской баронессы.  Причем особое внимание уделяется тому, что все факты сообщаются "глубоко чувствующим и хорошо осведомленным лицом". Вполне допускаю, что для кого-то действительно эта книга оказалась лучом света в темном царстве и рассказала, что всем надо хотеть мира и тогда будет счастье, но для меня чуда не произошло.

    Возможно, потому что речь шла не о моей стране или о тех войнах, о которых у меня практически нет представления, но проникнуться чувствами героини мне не удалось. Более того, был момент, когда я ошибочно полагала, что читаю автобиографию, что в моих глазах немного оправдывало ситуацию и стилистику изложения. Даже было место дискуссии на тему: "Есть ли хорошо написанные автобиографии?" А потом стало очевидно, что дело не в автобиографии, автор просто не увлекает.

    С этой точки зрение, выбранный Бертой формат воспоминаний на основе дневников - выгодное для нее решение. Однако от художественной литературы лично мне хочется художественности, которой здесь не случилось. За нее отвечали любовные перипетии Марты и описания последствий баталий и ужасов военного времени, однако периодически они тонули в ее рассуждениях. И все бы ничего, если бы ее идеи как-то трансформировались, но чаще их хотелось пролистать.

    Самая очевидная параллель, это "Война и мир" Толстого. Довольно распространены шутки о том, что "девочки пролистывают войну, а мальчики не читают описание мира". Вот здесь я поймала схожее ощущение нежелания читать часть книги, потому что она "не сюда". Однако у Толстого и мир, и война менялись с течением времени, появлялись новые герои, старые - росли. Здесь же этого не происходит. Выдвинутый еще в 1856 году героиней лозунг "Долой оружие!" так и просуществовал до конца ее жизни.

    Автор и аннотация считают, что это проявление политической беспристрастности и твердости.

    По-моему, больше похоже на инфантилизм и проявление двойных стандартов в диалектике.

    В какой-то момент Марта обвиняет сторонников войны в лице своего отца в постоянном повторении одних и тех же аргументов по кругу без желания вырываться из него или, говоря  любимыми метафорами героини, подняться на гору и узреть светлую долину. Однако развития её идеи или каких-то шагов к её продвижению от Марты я не увидела (бесконечные споры с отцом и его друзьями не считаем).

    Всю свою жизнь она трясет с окружающих "страшные подробности о сражениях", чтобы убедиться в том, какая плохая война. И потом ходит по другим окружающим и требует, чтобы с ней согласились. Причем готова ходить за ними до последнего их вздоха, наплевав на их психологическое, эмоциональное и физическое состояние.

    А, еще отказывается отдавать сына в солдаты.

    Вот такая у нас борьба за мир. Всё.

    Я понимаю: решение проблемы на 50% заключается в признании ее существования. Но это не даст полного результата и гарантий. И по истории 20 века мы видим, что баронесса не смогла повлиять даже на своих соотечественников. Возникает вопрос: почему?

    У меня есть две версии.

    Первая: неправильно определенная целевая аудитория. Я не знаю, был ли какой-то план у автора, но не совсем понятно, кому была посвящена книга и на что был расчет. На матерей и жен, чтобы они отказались покупать солдатиков детям и не пускали мужей на войну? На крестьян, которые заняты восстановлением своего хозяйства после очередного похода и не имеют времени читать? Офицеров, чтобы они увидели, какие чувства испытывают те, кто остаются дома? Непонятно.

    Вторая: бесконечное повторение лозунга не решает проблему. Если муж Марты, разделяющий ее взгляды, начал вести какую-то деятельность по продвижению их идей (правда, я не особо вкурила, как это работало), то героиня просто продолжала жить/ныть/периодически читать новостные сводки. "Война очень страшная, я сама видела, но помочь ничем не могу, у меня тонкая душевная организация". И сразу в горячку. Не знаешь, что писать, скажи что было все очень хорошо и поэтому нечего сказать. Если же идет война и кровавые описания закончились, то мужа ранить, жену - в горячку. План надежный как швейцарские часы.

    Удалось ли Бетте Зутнер что-то изменить во мне?

    В идейном плане - не знаю. Отечественная литература, как мне кажется, без всяких лозунгов и их обсуждений может показать ужасы военного времени. Причем дело не только в появлении более кровавого или смертельного оружия. И желание мира при этом как будто там менее показное, но более искреннее.

    Разве что, любить захотелось. И быть любимой. И так, чтобы тебя сзади обнимали и вы в одну сторону смотрели. И принимали со всеми твоими заскоками и идейными лозунгами.


    5
    43