Рецензия на книгу
Война и мир. Тома III-IV
Лев Николаевич Толстой
Аноним17 июля 2025 г.С возрастом классика перестает казаться скучной
Закончила самое базовое, окруженное стереотипами и предубеждениями, пугающее и крупное произведение, связанное со словом «школа».
Я могла прочесть все за пару месяцев, но растянула на полгода, зациклившись на сложной кульминационной ноте, заскучав и ощутив моральный упадок на фоне внеочередного стресса. Когда вернулся настрой, то, уже по обыкновению, осилила тягучий остаток [полтора тома] за 3 дня.
Что же из себя представляет знаменитый роман-эпопея?
Начну с того, что эпопея — это не просто большой и длинный текст, а произведение, затрагивающее национально-историческую проблему, то есть крупные события, коснувшиеся всего народа. Толстой предлагает свой взгляд на происходящее в 1812 году и анализирует этот важный клочок истории — предпосылки и последствия отечественной войны для всего российского общества.
Бытует стереотип, что ученицы больше любят читать про быт, а ученики — про битвы. Неохотно его подтверждаю: больше всего запомнились 1 и 4 том, где битвы еще не начались или уже улеглись, и можно погрузиться во внутренний мир и личную жизнь героев.
Первый том представляет собой знакомство с укладом жизни дворян и с главными героями; зреет тревога и беспокойство на фоне захвата Наполеоном Европы, но светская жизнь идет своим чередом, а возможная война воспринимается как часть интересного спектакля и пикантной темы для обсуждения на приемах. Герои жадно ищут себя в душевных метаниях, интриги завязываются.
Второй том акцентирует внимание на событиях в Европе, к участию в заграничных походах судьба приводит некоторых персонажей: кто-то движим честью и славой, кто-то не собирался воевать, но влился, а кто-то наблюдает со стороны; проигранное сражение при Аустерлице — кульминация; показана реакция высшего света на политические перемены, разворачиваются любовные конфликты, герои подходят к важным жизненным выборам.
Третий том — самый военный: французы на территории России; много подробностей офицерской жизни; аристократию, наконец, достигают серьезные потрясения и волнения; долгая подводка к Бородино — кульминации; авторское объяснение сдачи Москвы и значимости деятельности Кутузова, которого то возносили за успехи на поле боя, то осуждали за промедление и отступление; авторские мысли на тему: «человек — пешка в потоке истории, он лишь играет необходимую роль».
Четвертый том отвечает на вопрос: почему не уничтожили французов а просто «провожали» с родной земли? Показана партизанская народная война, анализируются причины бегства неприятеля; главных героев настигают последствия решений и психологические кризисы, каждый проходит собственный путь надлома и личностного роста; автор рассуждает о сути жизни/смерти и выводит истинный ее смысл — Любовь.
— эпилог — подведение итогов: поведения захватчиков и защитников на территории России + судеб главных героев; намек на то, какие роли примут они позже — в эпоху восстания декабристов.
Последние 60~ страниц отвлечены от сюжета романа и содержат авторские философские умозаключения, которые Лев Толстой развивал на протяжении всей книги. Например, он ищет ответ на вопрос: какая сила движет народом?
Древние люди считали: на все божественная воля. Биографы верят в гениальность выдающихся лиц. Общие историки опираются на власть и волю лидера. Толстой их всех немножко высмеивает, осуждает и, опровергая эти подходы, заключает, что нужно искать не причины, а закономерности, сосредоточившись на опыте всех людей, участвующих в событии, а не на единичных выдающихся представителях.
Он приходит к выводу: крупномасштабные события — войны, революции — происходят сами по себе, потому что неизбежны, необходимы и должны произойти, а власть и народ — естественная часть стихии, стандартная комбинация, в которую люди складываются для совместных действий.
Далее Лев Николаевич переходит к вопросу относительности свободы, волновавшему умы философов всех времен.
Каждое действие человека — соединение свободы и необходимости, которые никогда не существуют в крайности, как содержание не существует без формы, — говорит он. Мы не можем быть свободны полностью, пока существуем, как и не можем целиком зависеть от обстоятельств.
Так, Пьер на протяжении сюжета ищет неведомой свободы, но обретает ее только побывав в плену и осознав, что в лишениях и ограничениях, возникло новое внутреннее чувство — согласие с самим собой — воля, составляющая души, которую нельзя отнять. Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное…и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь.
Итак, необходимость и свобода напрямую взаимосвязаны. Человек может осознавать себя абсолютно свободным, но все еще зависеть от времени, пространства и обстоятельств. Абсолютно несвободным человек тоже быть не может, поскольку пространство, время и обстоятельства бесконечны.
Что мешает постижению романа?
- школьная обязаловка, все заранее боятся и настраиваются, что книга сложная и читать ее — пытка.
- объем {кстати, серия про Гарри Поттера на 1300~ страниц больше, не говоря о «Песни Льда и Пламени»}
- сложно вернуться к чтению после большой паузы;
- разрозненность исторических знаний, пробелы в хронологии {для меня это актуально до сих пор, особенно в связи с известными личностями, которых по контексту я должна знать, как своих родственников}
- реалии далекого прошлого, ценности которого отличаются от наших + ценности автора: сложно понять, для чего Наташа в конце «раздобрела», «опустилась», забросила свои интересы и вообще «плодовитая самка»
- сложный философский эпилог {если вы до него дошли в школе; лично я понятия не имела про две вещи: существование Веры Ростовой и вторая часть эпилога про власть и свободу}
А теперь о хорошем:
₊˚☽ язык не такой уж тяжелый!! предложения длинные, но привыкаешь быстро, много красивых небольших описаний, мне запала в душу сцена, где Пьер наблюдал комету.
₊˚☽ французские вставки совсем не мешают, хотя в школе раздражали.
₊˚☽ главы микрокрошечные, история раздроблена на тома -> на части по 20~ глав -> на главы по 3~ странички — своеобразные рубежи, благодаря которым удобно читать: кажется, Толстой заранее знал о клиповом мышлении.
₊˚☽ сюжет насыщенный и интересный, дебри рассуждений случаются нечасто, а «война» постоянно чередуется с «миром» — светской жизнью; фокус то приближается к конкретным героям, то отдаляется, и читатель смотрит как бы свысока: это глубокий и затягивающий исторический роман!
₊˚☽ наблюдать за высшим светом особенно приятно: дворянский быт, личные переживания, пересечение пути героев, атмосфера дореформенных Москвы и Петербурга, балы, интриги и собственные маленькие миры — пчелиные соты! {ух, я в восторге и от этого лирического отступления — сравнения оставленного города с вымершим ульем}.
₊˚☽ сражения и битвы вполне захватывают, если нет обилия выматывающих подробностей — малознакомых терминов, деталей подготовки, совещаний руководства, но и это можно пережить.
₊˚☽ приколы над дубом необоснованны {!!} — это прекрасное описание внутренних изменений через пейзаж, всем прелюдию к Бородинскому сражению почитать бы + рассуждение о том, есть ли у Кутузова реальное влияние на происходящее: сразу дуб полюбится, как родненький!
Не ощущала подвига, пока не осилила эпилог: вникать приходилось в каждое слово, иногда — вслух. Не люблю философские труды, аж вспухла за час, но благодарна себе, что разобралась и уложила в голове авторские размышления.
Роману ставлю , я бы перечитала, если придется, потому как сроднилась с ним!
156