Рецензия на книгу
Неточка Незванова
Ф. М. Достоевский
Аноним16 июля 2025 г.Объясни мне моё прошлое, и я избавлюсь от страданий
В незаконченном романе-воспитании писатель описывает детство девочки от 2 до 17 лет, условия ее воспитания, устройство жизни.
Важно, что большое внимание было уделено не просто описанию бедного жилища, укладу, привычкам ее, матери и отчима, но и истории становления отчима. По его характеру, бездеятельности, обиде, непризнанности можно выявить погоду в доме и поднять определенные вопросы.
Егор Ефимов – достаточно выразительный герой, в котором ярко и насыщенно показана обида. В начале жизни проявить его музыкальный талант «не позволяет» помещик, затем жена. Много раз он повторяет, что если бы не жена, то он стал бы лучшим скрипачом Петербурга, а может даже и мира.
«Ефимов объявил всем и каждому, что женитьба сгубила его талант ... что видно ему на роду написано было такое несчастие. Кажется, он и сам потом уверился в справедливости своих жалоб и, казалось, обрадовался новой отговорке».
«Есть такие характеры, которые очень любят считать себя обиженными и угнетенными, жаловаться на это вслух или утешать себя втихомолку, поклоняясь своему непризнанному гению».
Когда наши желания, наши «хочу», заданные природными свойствами, не находят наполнения, то наступает фрустрация. Мы начинаем испытывать неприязнь к другим людям, обвиняем их в нашем несчастном положении, словно это они не дают нам желаемого. Но это только следствие. Причину же инфантильного положения, когда взрослый мужчина годами не может проявить себя и приносить пользу обществу, надо искать в детстве, когда произошла задержка психо-сексуального развития, которая, можно сказать, заморозила его и оставила ребенком.
Нереализованное желание – это пустота внутри + стресс снаружи. Мы начинаем выталкивать нехватки наружу, часто заражая близких людей своим состоянием. От мужчины это передается женщине, от женщины достается ребенку. Складывается определенная атмосфера в доме.
Следующий этап взросления Неточки прошел с опекунами в большом доме князя. Совершенно другая жизнь с учителем, с книгами, с княжной Катей ее возраста, с которой она учится выстраивать связь. Кульминацией понимания ее качеств, характера становится принятая на себя вина за проступок Кати.
« - Ты виновата? – строго спросила княгиня.
Я видела смертельную бледность Кати и, ступив вперед, твердым голосом произнесла:
- Я пустила Фальстафа (собаку)...нечаянно, - прибавила я, потому что моя храбрость исчезла перед грозным взглядом княгини.
Изнывая от радости, вступила я в свою темницу. Я думала о княжне. Я знала, что победила».
Не знаю других условий, при которых можно было бы остаться в темном одиноком месте и испытывать радость. Она смогла поставить страх другого человека выше собственного, и была вознаграждена воодушевленным состоянием.
Заключительный этап становления ее личности проходит в доме родственницы князя. Девочка постепенно выстраивает эмоциональную связь с женщиной, заменившую ей мать.
«После моих признаний мы пускались обыкновенно в долгие разговоры, которыми она же мне объясняла мое прошлое, так что я действительно как будто переживала его и многому вновь научалась.»
«...уравнивалось и приходило в стройную гармонию все, что прежде поднималось из души неправильно, преждевременно бурно и до чего доходило мое сердце, все изъявленное, с мучительной болью, так что несправедливо ожесточалось оно и плакалось на эту боль, не понимая, откуда удары.»
Неточка вынесла много горя в начале жизни, которое повлияло на ее действительность. В детском возрасте наше сознание только формируется и при стрессовых обстоятельствах делает те выводы, на которые способно. Последний отрывок очень точно показывает, как возврат, анализ причинно-следственных связей помогает оправдать людей, взглянуть на ситуацию взрослым сознанием, отпустить страдание, сформировать новый сценарий.
Девушка научается испытывать любовь, благодарность, признательность, раскрывает чувственность с Александрой Михайловной, взахлеб три года читает литературу и тем самым развивает воображение и фантазию.
Содержит спойлеры10673