Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Крысиный король

Чайна Мьевилль

  • Аватар пользователя
    aldanare12 марта 2010 г.
    "Крысиный король" оказался хорош - не хуже "Вокзала потерянных снов", Мьевилль все-таки большой талантище. Единственная некрасивость, которой ему удалось избежать в "Вокзале...", - это подача своей драгоценной левой идеологии прямым, как рельса, текстом. Но если абстрагироваться от этого назойливого марксизма (хотя у меня есть подозрение, что автор как раз этого хотел бы от нас меньше всего), то мы получаем отменную, практически эталонную городскую сказку, с почти неизбежным тейлкиллерством.
    Мьевилль выворачивает наизнанку легенду о Гаммельнском Крысолове: последний (переводчик почему-то называет его Дудочником, хотя точнее было бы - Флейтист) оказывается не героем-спасителем, а мегаломаньяком с мечтой о контроле над всеми живыми существами, помешанной на власти белокурой бестией. Хотя противостоящий ему Крысиный король - тоже не ангел с крылышками. Он - крыса в человеческом обличье, а крысы, как известно, не только хитры и ловки, но и трусливы.
    Главный герой романа Сол Гарамонд - родня Крысиному королю, сам полукрыса-получеловек. Основа сюжета - его поиск себя: король делает его человекообразной крысой, со всеми крысиными способностями (от невидимости для людей до возможности питаться отбросами, не боясь несварения желудка), но Сол слишком хорошо помнит себя человеком - из тех времен, когда у него был отец, ныне покойный, и друзья, которым сейчас угрожает опасность в лице Дудочника. Мьевилля явно завораживает идея "половинчатости", возможности сращения человека с кем-то или чем-то иным с тем, чтобы на выходе получилось нечто большее, чем человек. И Сол - не человек, не крыса, а какое-то совсем третье существо:


    – Один плюс один равняется одному, твою мать, – сказал он и тяжело обрушил флейту на челюсть Дудочника. Тот отшатнулся, но не упал. – Я не крыса плюс человек, усек? Я больше, чем один из двух, и я больше, чем оба. Я новое существо. Ты не заставишь меня танцевать.
    Впрочем, главное в "...короле" - не сюжет, а атмосфера: изнанка мегаполиса, грязная и притягательная, со своими запахами и звуками, передана писателем отменно, да еще и с разных точек зрения - объемно, практически 3D. Лондон изнутри видит не только Сол, для которого такой угол зрения в новинку - для его друзей, ди-джея Наташи и художника Фабиана, город виден сквозь волшебное стекло музыки и живописи. И мифологические существа (кроме короля крыс, в книге появляются король пауков Ананси и король птиц Лоплоп, упоминаются король кошек и королева собак) - плоть от плоти этой изнанки, которую нам "снаружи" традиционно не видно. "Крысиный король" этим сродни геймановскому "Задверью" - и совсем не случайно, пожалуй, оба они говорят о Лондоне...
    14
    14