Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Буря мечей

Джордж Мартин

  • Аватар пользователя
    bookarch31 июля 2015 г.

    Уроки гостеприимства (Часть III: "Буря мечей" - поэтика названия, структура, хронотоп "большой дороги", формы гостеприимства)
    Для начала по обычаю пройдемся по количеству глав и системе персонажей:

    Теон Грейджой уходит в тень, Джейме Ланнистер как раз-таки выходит из тени своего заточения. Появляется точка зрения еще одного представителя Ночного Дозора (Сэмвела), что удваивает значимость самой Стены и служит большему охвату пространства севера. Джон находится за стеной с одичалыми, а события на стене требуют освещения, поэтому точка зрения Сэма как нельзя кстати.
    "Буря мечей". Разложение этого метафорического названия на части показывает, что оно представляет собой соединение естественного, порожденного природой (буря) и искусственного, созданного человеком (мечи). И явления эти удивительным образом чередуются, вступают во взаимодействие. Непогода, порывы ветра и непрекращающиеся дожди сменяются кровавыми событиями, как некогда палки и камни сменялись первобытным оружием. Так, у северян перед так называемой Красной свадьбой дожди все не унимались, что сказывалось и на главах, отведенных Брану, и на главах, отведенных персонажам "большой дороги" (Арье и Джейме), о чем скажу позднее.
    Стоит отметить, что в ключевые моменты повествования и главы сменяют друг дружку по-особенному. Мы видим такие чередования как Кейтелин-Арья-Кейтелин-Арья (гл.49-52) во время происходящего на Красной свадьбе, и как Тирион-Санса-Тирион-Санса (гл.58-61) на свадьбе Джоффри. Объясняется это тем, что односторонне такое количество событий изложить невозможно, нужен взгляд под другим углом для большего охвата происходящего. Для того персонажи-маячки и оказываются на одной территории вблизи центральных событийных точек (для Арьи и Кейтелин - это башни Близнецы , а для Тириона и Сансы - это Королевская Гавань). Так, глазами Арьи мы рассматриваем случившееся вне башен, а глазами Кейтелин - внутри них, таким образом получая более полную картину.
    Хронотоп "большой дороги", как было сказано ранее, представляют Арья и Джейме. Это те персонажи, с которыми благодаря отсутствию у них постоянного убежища и перемещений из одной пространственной точки в другую за короткий для эпического времени промежуток, происходит наибольшее количество немаловажных и неожиданных встреч и пересечений. Так, Арья за время своего путешествия встречается с Болтоном старшим, с рыцарем Дондаррионом, с Псом и пересекается (бессобытийно, по типу "разминулись") с Джейме и Бриенной, с Кейтелин, с Роббом. Джейме же наталкивается на Бравых Ребят, на того же Руссе Болтона и так же бессобытийно пересекается с Арьей.
    Обратимся к битве за железный трон. Шах и мат разом трём королям на этот раз:

    Из игры выбывают северяне-сепаратисты и мальчик-король. Смысловое завершение их символично не только числовой составляющей (три пиявки на теле государства, как бы мог выразиться Станнис) . Двое из них пали жертвой тех или иных форм гостеприимства. Умерщвление Робба трагичнее кончины Джоффри не только по причине принципиально различного набора качеств и норм поведения. Робб погиб, играя социальную роль гостя, Джофф погиб, играя роль главы дома. О законах гостеприимства было сказано и ранее: об отношении к главе дома вспоминал Мормонт и Руссе Болтон, об отношении к гостям упоминал Манс Налётчик, размышлял Джон Сноу, и, конечно же, не раз останавливалась леди Старк.


    Впрочем, я ел под его кровом, и меня защищали законы гостеприимства, древние, как Первые Люди, и священные, как сердце-дерево. (Манс Налётчик)
    Нет преступления более тяжкого, чем убийство человека, оказавшего тебе гостеприимство. (Мормонт)
    Вряд ли это по-рыцарски – угрожать хозяину дома над его же сыром и оливками. У нас на Севере законы гостеприимства по-прежнему священны. (Руссе Болтон)

    Роль Джоффри в момент смерти не ограничивается главой дома, он еще и жених. Свадебный обряд требует от юноши испытания, инициации ( перехода на новую ступень развития). Сопровождает же это посвящение типичная схема жизнь —> смерть —> новая жизнь, согласно которой жених должен умереть юношей и воскреснуть мужчиной. Рассмотреть в мальчишке Джоффе мужчину представляется маловероятным, потому он и покидает нас. Все закономерно.
    Робб Старк попадает в положение иного характера, исход которого однако аналогичен. Гость, считающий себя защищенным, оказывается королем Дунканом под кровом Макбета.
    Благодарим за гостеприимство, милорд Фрей, благодарим за гостеприимство.

    7
    70