Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мемуары

Клер Элизабет де Ремюза

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июля 2025 г.

    Наполеоника в дамском лорнете

    Отец и дед Клер Верженн были аристократами. Они занимали при Людовике XVI серьезные должности, поэтому в июле 1794 года оба попали на гильотину — что особенно обидно, за три дня до падения Робеспьера. Юную Клер вывезли в поместье друга семьи — графа де Ремюза, чьей женой она через несколько лет и стала. В соседнем поместье пряталась некая Жозефина Богарне, чей муж-генерал тоже погиб на гильотине.

    Через несколько лет Жозефина Богарне найдет себе нового мужа-генерала и станет Императрицей Жозефиной, а Клер Ремюза — ее верной фрейлиной. Клер будет оставаться рядом с подругой вплоть до 1809 года, когда Жозефина получила развод, а новой Императрицей стала Мария-Луиза. Клер на какое-то время отправилась за подругой в Мальмезон, а потом и вовсе перешла на сторону "белых". В 1814 году она с восторгом встретила Реставрацию, а муж ее даже получил пост префекта в Тулузе. Там он влез в некоторую грязь, но в рамках данной рецензии это несущественно.

    Клер Ремюза всю жизнь была очень болезненной женщиной — собственно, умрет она уже в 1821-м (как и Император), в возрасте сорока одного года. Как многие болезненные люди, она была крайне наблюдательна, а еще страсть как хотела оставить что-то после себя, поэтому неудивительно, что в конце жизни мадам взялась за написание мемуаров. Нужны они ей были и по менее сентиментальным причинам — все-таки служба Наполеону вызывала при новом режиме некоторые вопросики, а у Клер были дети, поэтому ей понадобилось себя немного обелить.

    Во всех смыслах.

    ***

    С задачей обеления госпожа Ремюза справилась так себе. Рамку-то она выбрала идеологически правильную — дескать, выскочка-Жозефина, не знавшая этикета, попросила меня, истинную аристократку, немного ее обтесать. Отказать подруге я не могла, а вот мужу ее я никогда не симпатизировала, он мне вообще не нравился — грубый, невоспитанный и в целом какой-то приземленный. Палку тут Ремюза явно перегибает, а на пассаже "


    ...в сущности, Бонапарт был невежествен, мало читал..."

    я прямо заорал — уж эрудицией Императора всегда восхищались даже враги. Впрочем, такая неприязнь могла быть ответом на действительно характерную для Наполеона мизогинию:


    "...Император презирал женщин... Бонапарт всю жизнь испытывал некоторое стеснение с женщинами, а так как его раздражало всякое стеснение, он плохо относился к ним, не зная, как надо с ними говорить..."

    В обозначенных идеологических рамках госпоже Ремюза очень быстро становится тесно и она начинает делать совершенно неприемлемые для периода Реставрации заявления. Например, про то, что


    "Бонапарт правил Францией по ее собственному согласию. Это факт, который могут отрицать в наши дни только слепая ненависть и наивная гордость".

    Да и само по себе употребление слова "Император" вместо принятого тогда "узурпатор" было определенным заявлением.

    В общем, неудивительно, что при Бурбонах книгу публиковать не стали. Потомки напечатали ее только полвека спустя, ближе к 1880-м. Частично это связано еще и с тем, что воспоминания не были закончены — увы, но госпожа Ремюза успела довести повествование лишь до 1808 года. Впрочем, в нашем распоряжении и так оказались 600 страниц мелким шрифтом. Что же в них особенно ценного?

    1. "Мемуары" Ремюза — безоговорочно лучший источник по жизни Жозефины. Как вы понимаете, все воспоминания наполеоновской эпохи вертятся вокруг ее мужа, а вот Ремюза интересна именно Императрица — хотя бы в силу того, что служебные обязанности Клер были связаны именно с ней. Распорядок дня, предпочтения в одежде, бьюти-лайфхаки, мелкие интрижки и постоянная борьба с кланом Бонапартов (те очень сильно давили на Наполеона с требованием оставить бесплодную жену) — вот сквозная тема мемуаров, про это тут куда больше, чем про ваграмы и аустерлицы;


    "...Она вставала в девять часов; туалет совершался очень долго, и часть его оставалась секретной, имея целью поддерживать ее красоту. Когда все бывало окончено, императрица надевала очень изящный длинный пеньюар, украшенный кружевами, и ее причесывали. Ее сорочки и юбки были вышиты и также украшены. Она меняла белье три раза в день и носила только совершенно новые чулки..."
    "...в то время начинали носить одежду из тканей, затканных золотом и серебром, и именно этой зимой установилась мода на тюрбаны; их делали из муслина, белого или цветного, или из блестящих турецких материй. Одежда мало-помалу также стала принимать восточный характер. Мы одевали платья из муслина, богато вышитые, из цветной ткани; руки, плечи и грудь оставались открытыми..."

    2. Может быть, "Мемуары" Ремюза являются и лучшим источником по жизни наполеоновского двора. Особенно в силу того, что не так уж много людей видели его на такой значительной дистанции. Ремюза-то начала работу еще когда Наполеон был Первым консулом и когда вокруг него кучковались люди чуть ли не якобинских убеждений, а потом все это плавно перетекло в пышный двор, к которому начали охотно примазываться представители старой аристократии. Наблюдательная Ремюза показывает нам разные придворные партии, много и охотно рассказывает о заметных придворных дамах (хотя сто раз оговаривает, что "сплетен не любит"), а также дает очень много уникальной информации о том, как двор выглядел в отсутствие Императора (остальные мемуаристы, как правило, уезжали за ним, а вот Ремюза со своими болезнями оставалась в Париже);


    "...в нынешнем веке люди предпочитают скорее повиноваться человеку искусному, с абсолютной властью, чем унизительной силе всюду выродившейся аристократии..."

    3. Как и положено хорошей мемуаристке, Ремюза рассказывает нам десятки занятных историй, которые не встретишь в книгах по "большой истории". Тут и интрижка Наполеона с госпожой Дюшатель, и план Императора организовать Жозефине ложную беременность, и война двух театральных прим — мадемуазель Жорж и мадемуазель Дюшенуа, и много всего в том же духе. Есть, конечно, и более известные сюжеты — например, про противостояние кланов Богарне и Бонапарт, или про кабинетную войну Фуше и Талейрана.

    ***

    Что в мемуарах Ремюза может не понравиться?

    1. Есть явные неточности, обусловленные в первую очередь повышенной симпатией к клану Богарне. Например, дочь Императрицы Гортензия (голландская королева) всю книгу показывается как некая святая, страдающая от немотивированной ревности мужа-параноика. Но мы-то сейчас четко знаем, что Гортензия была та еще гуляка и как минимум один ребенок у нее точно не от Луи (а может и вообще все, такого историки тоже не исключают). Примерно та же история с Талейраном — Ремюза его практически боготворит и считает, что Император недостаточно прислушивался к его советам, но мы-то в курсе, что Талейран со старта был на жалованье у половины европейских монархов;

    2. Наверное, книга может чуть-чуть разочаровать, если вы хотите читать о войне и политике (а очень часто от книги о Наполеонике ждут именно этого). Тут такого нет совсем, война Ремюза не интересует и описание Аустерлица сводится к тому, что "Бонапарт куда-то сходил и кого-то разбил, вот молодец. Теперь обсудим новое платье Императрицы...". Интрижке Наполеона с мадам Дюшатель посвящены 12 страниц, а на Прейсиш-Эйлау отведено строк двадцать. С другой стороны, это можно отнести и к плюсам — Ремюза-то Парижа не покидала и в целом было бы странновато, если бы она нам тут про войну начала задвигать.

    Считается, что книга Ремюза уверенно входит в топ-5 мемуаров о Наполеонике. Склонен с этим согласиться. 5/5, рекомендую всем, кто интересуется темой.

    P.S. Любителям шахмат сообщаю, что госпожа Ремюза сыграла с Наполеоном несколько партий, причем у нас даже остались их нотации.

    17
    210