Рецензия на книгу
Дочь палача и ведьмак
Оливер Пётч
Аноним15 июля 2025 г.О мрачных монастырях, липовых святошах и любви механической
Немного найдётся книжных циклов, которые не только не проседают со временем, но и умудряются удивлять нас чем-то новеньким. И меня прямо очень радует, как же расцвёл писательский талант Пётча, по первому тому нельзя было и предположить, куда в итоге свернёт эта история. Вроде бы ничего особо не изменилось, но суть кроется в деталях. Или, переводя на современный язык: вайб кроется в эстетике – а вот они как раз и поменялись, точнее, дооформились, обрели целостность и завершённость. Автор не только наловчился мощно закручивать детективные интриги и прописывать для них весьма реалистичные пошаговые расследования, но и в каждой книге он старается показать нам что-то новое, какую-то иную локацию, познакомить с баварскими традициями, историей, образом жизни, погрузить в атмосферу маленьких немецких городков, каждый из которых по-своему уникален. Несмотря на зашкаливающую жестокость, свойственную жанру, манера повествования наконец выровнялась и стала уютной и умиротворяющей, что в сочетании с остросюжетностью невероятно тешит мою душу, исстрадавшуюся по средневековым детективам. Пусть это уже и не средневековье.
Итак, мы возвращаемся в старый-недобрый Шонгау к нашим любимым горячим баварцам. Прошло несколько лет, наплевавшие на общественное мнение Симон и Магдалена живут своей счастливой, хоть и непростой, семейной жизнью, детишек завели, палач Якоб Куизль всё так же суров и грозен и курит за троих. И, казалось бы, ничего не предвещало беды, когда Магдалена уговорила мужа сгонять в небольшое паломничество на север, в монастырь Андекса, где вскоре должна была состояться распиаренная религиозная церемония. Естественно, простым и лёгким это путешествие не стало и наши герои уже с порога вляпались в такую загадочную историю, что все любители жанра останутся в восторге.
Во-первых, потому что действие происходит в монастыре. Да, не средневековом, но в этих древних каменных стенах ничего же за столетия не изменилось. Я почувствовал те самые чарующие нотки, за которые обожаю цикл о брате Кадфаэле. Однако Пётч явно вдохновлялся ещё и «Именем розы», создав монастырь не добродушно-пасторальный, а полный мрачных тайн и запретных знаний. Кстати, верный уже сложившейся традиции, автор показывает нам вполне реальный монастырь в реальном городке, использует исторические хроники для реконструкции их облика и архитектуры, что в очередной раз делает книги не только интересными, но и познавательными. В послесловии всё это подробно рассказывается.
А во-вторых, меня потрясло, насколько же он агрессивно и виртуозно прописывает психологию людей того времени, столкнувшихся со всеми этими тайнами, со зловещими предзнаменованиями. Это мистицизм, вбитый в подкорку, это мифологическое сознание, легко стряхивающее с человека всё якобы прогрессивное мышление нового времени. Логика и университеты отступают перед властью суеверий. Ужас парализует разум и заставляет всерьёз усомниться в доводах рассудка. Что если все легенды были правдой и людей действительно убивает рукотворное чудовище? Даже современный читатель, гораздо лучше разбирающийся в законах физики, и то задумается, не обошлось ли здесь без магии – а Пётч подливает масла на рельсы этой прекрасной паранойи. В конце концов, монастырь превращается в пороховой дурдом, полный нервных святош, подозревающих друг друга во всех грехах и готовых вспыхнуть от одного намёка.Особую безуминку и юмор происходящему придают присоединившийся к расследованию палач с внуками. Дети будут вносить хаос и дополнительную опасность – как будто нашим горе-сыщикам до сих пор недостаточно угрожали. А шикарная маскировка Куизля в сочетании с ворчанием по этому поводу вообще были выше всяких похвал.
Что касается детективной линии, то и она не разочаровала: очень крутая, запутанная, необычная, с тупиковыми версиями, неожиданными разгадками, число коих, надо сказать, зашкаливало. Прибавьте к этому побочные сюжетные ветки, с эпидемией, с религиозными монастырскими разборками – и получите очень сложный вычурный сюжет, в конце которого все линии, намёки и догадки объединятся в цельную картину. Ничего лишнего. Особенно меня порадовало, что на этот раз хотя бы не подозревали кого-то из главных героев, как раньше. Вытаскивать из тюряги приятеля – это уже совсем другое дело. Нервы у читателя не гуляют, можно получать незамутнённое удовольствие. Хотя жаль, конечно, что не обошлось совсем без жертв, после всех чудесных спасений ждёшь куда более счастливого конца.Пока что в моём личном рейтинге четвёртый том лишь немного уступает второму. Посмотрим, что будет дальше.
25122