Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Превращение

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июля 2025 г.

    Был ли он животным, если музыка так волновала его?

    Самое странное произведение из тех, что я когда-либо читала, думала я, пока не перелистнула следующую страницу. Да, я убедилась, что Франц Кафка умеет удивлять.


    Сюжет книги никого не оставит равнодушным: главный герой, коммивояжер Грегор Замза, одним будничным днем просыпается и замечает, что его тело воспринимается не так, как раньше. Ломота, парализованные конечности, неясность перед внезапно охватившей болезнью в итоге выворачиваются превращением в самое настоящее насекомое. И вот он уже не может пойти на работу да и покинуть стены дома в принципе, потому что его тело соразмерно спичечной коробке. 


    Примечательна реакция его близких на внезапную трансформацию Грегора. Родители пребывают в шоке, отказываются воспринимать все как данность и лишний раз заглядывать в комнату сына, и лишь сестра поначалу носит ему еду, но и та делает это с очевидным пренебрежением и осторожностью перед существом, которое трудно было назвать братом: миску с молоком, например, она относит то ли в перчатках, то ли держа тряпкой, словно боясь притронуться к насекомому. Становится ясно, что людей его окружавших назвать «семьей» и язык не повернется.


    По этому поводу после прочтения у меня закралась мысль, что сам процесс «превращения», на котором автором делается акцент (не зря же слово выведено в заглавие), был условным. То есть «насекомым» Грегор являлся и раньше. Он всецело финансово обеспечивал семью, потому что отец работать не мог, не позволял возраст, хотя в молодые годы тот слыл человеком трудолюбивым, но в итоге вся его карьера закончилась банкротством. Матери не позволяло здоровье, а семнадцатилетняя сестра, по мнению главного героя, не обязана в столь юном возрасте изнурять себя трудом, лучше заняться игрой на скрипке и постижением лакомых кусков науки. 



    «От этого раннего вставания можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться».


    Коротко говоря, трудился только Грегор. Он ходил на нелюбимую работу, не жаловался, хоть и искренне не понимал, отчего ему суждено было служить в фирме, где малейший промах вызывал сразу самые тяжкие подозрения, стойко принимал действительность, а близкие без капли сочувствия принимали печальное положение. 


    Однако что же произошло, когда Грегор стал «насекомым» внешне?  Истинное отношение к нему вылилось наружу самым неприятным образом: родители отказывались видеть его «таким», не решались заходить к нему в комнату. Автор в этом плане очень тонко проводит параллель между реакцией близких людей и слуг. И если то, что последние сразу потребовали увольнения, потому что не хотели связываться с «паразитом», еще поддается логическому объяснению и воспринимается читателями нормально, то действия родителей вызывают только ненависть и некое отвращение. 


    Здесь же не могу не отметить один весьма занятный момент из книги, который четко ножом врезался мне в память. Да, мать Грегора действительно в какой-то момент воспылала желанием увидеть своего сына, хоть он и потерял человеческий облик, однако аргументировала свой порыв она тем, что это ее «долг как матери». Не потому, что она любит сына таким, какой он есть. Не потому, что она им дорожит. Нет. Просто она «должна», ведь все матери так поступают? 


    Таким образом, сам процесс «превращения» только обнажил корень проблемы, сделал его более явным. Грегор перестал быть нужным сразу, как только перестал приносить пользу, обеспечивать их деньгами. К нему относились не как к полноценному члену семьи, а скорее как к машине, приносящей деньги. 


    Осознание этого не может не заставить питать некую жалость к главному герою. Тем более что он сам с ужасающей теплотой вспоминает о своей семье, как они сидели вместе за столом и что-то обсуждали, как смеялись и веселились. Даже когда сестра заходит к нему, чтобы оставить еду, он не вылезает из тени, потому что не хочет ее смущать своим внешним видом.



    Но даже если бы двери не были заперты, неужели он действительно позвал бы кого-нибудь на помощь? Несмотря на свою беду, он не удержался от улыбки при этой мысли.
    Грегор предстает настолько чистым и светлым созданием, что в голове вновь проскальзывает мысль: внешность не главное. За «насекомым», нелестно воспринятым обществом, считающим, что от спокойного размышления толку гораздо больше, чем от порывов отчаяния, зачастую может скрываться наиболее «человечный» из нас. И также наоборот, как в случае с родителями Грегора: люди могут ничем не отличаться от животных по своим поступкам (привет Герберт Уэллс и его «Остров доктора Моро»).



    Был ли он животным, если музыка так волновала его?


    Также напоследок не могу не отметить саму подачу книги. Я не эксперт по творчеству Франца Кафки, да и в целом читала у него до этого только «Процесс», но тем не менее меня словно громом сразило осознание того, что люди называли миром «абсурда» в книгах писателя. Действительно, нечто странное и несуразное, как процесс превращения человека в насекомое, буквально сливается у него с реальностью, стираются все границы и словесные рамки. Я читала и не могла понять, почему герой так обыденно реагирует на происходящее, будто жуком ему становиться не впервой. Постепенно читатель затягивается настолько, что перестает воспринимать само «превращение» в отрыве от окружающей действительности, и в этом, полагаю, особая сила авторского слова.


    Я, честно, не планировала писать рецензию на эту книгу, но не смогла пройти мимо, когда на меня градом обрушилась лавина мыслей. Вряд ли их все я смогу передать в моменте, поэтому в конце отмечу еще только то, что вспоминая сюжет, в который раз убеждаюсь в сходстве атмосферы истории с холодной пустой комнатой, освещенной едва уловимым светом постепенно угасающей свечи…


    Подводя итог, могу сказать, что «Превращение» - это книга про то, как близкие, не отличные от чужих людей и насекомое, сумевшее сохранить в глубине крохотной души остатки былой человечности, предстают перед нами в театре абсурда. Но так ли отличен от него наш мир? И где же грани этого «абсурда»?



    41
    322