Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Женщина в зеркале

Эрик-Эмманюэль Шмитт

  • Аватар пользователя
    LaLoba_1313 июля 2025 г.

    О, Франция….

    Общее впечатление от книги. Роман о внутреннем.
    Сюжет и повествование. Перед нами три истории в одной книге.
    Анна, Ханна, Энни – женщины разных эпох, объединенные чем? Вот это читателям и предстоит узнать.
    Свои ощущения. На протяжении всего произведения я ловила себя на мысли, что вспоминаю другие произведения.

    Майкл Каннингем - ЧасыВирджиния Вулф - Миссис Дэллоуэй

    Да, взять за основу идею для написания вполне здравая идея. Что и делает автор, однако с присущей французам чуткостью он разворачивает зеркала, которые мелькают в романе не к героиням, а к читателям. Тем самым предлагая заглянуть внутрь себя, давая возможность понять, кто мы? Почему выбрали именно этот путь? Что любим и к чему стремимся?
    Смена времени в романе сначала немного пугает. Вот мы рядом с Анной сдерживаем эмоции от нравоучений сестер, а уже в другой момент пытаемся, как Энни собраться с мыслями после очередной дозы запрещенных веществ.
    Автор будто играет, показывая как одна и та же женщина, пусть и в разные времена проживает свою жизнь, пытаясь обрести себя и свободу от ограничений и чрезмерной моральности. Казалось бы, как мужчина может так тонко чувствовать все эмоции обуреваемые героинями. Вы удивитесь, но мужчины крайне чутки в этом отношении. Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает потаенные уголки души, взывая к самости в природе женщины посредством введения в сюжет дикого зверя:


    До нее донесся крик.
    Далеко, очень далеко, у самого горизонта раздавался долгий волчий вой, мрачный, протяжный, нескончаемый, наполняющий собой сумерки. Его отчаянные переливы придали весенней ночи зловещий оттенок.
    Анна вздрогнула.
    Сердце странно екнуло, будто пронзенное ледяным ветром. Волк звал ее. Его жалобное завывание было адресовано ей. Едва она заслышала этот вой, как на нее нахлынула печаль, ощущение растерянности, утраты, несчастья. Она как волк… Хриплый голос выражал отверженность и одиночество перед людской враждебностью.
    Кларисса Пинкола Эстес - Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях

    Далее он предлагает перейти к вопросам дара продолжения жизни:


    На самом деле как приятно хорошо исполнять свою женскую работу! Я даю жизнь, прежде получив ее; позднее я сделаюсь хранительницей этой жизни, пока она меня не покинет… Жизнь предшествовала мне, жизнь наследует мне, но, пока длится мое существование, жизнь во мне нуждается.
    По сути, дамы из рода фон Вальдбергов были правы: женщина достигает полноты существования, вынашивая детей. Чтобы понять, мне было необходимо ощутить это собственным духом и плотью. Прежде это казалось мне отвратительным, теперь нет. Каждый день умирают люди, но я приношу в мир новое существо.
    Материнство — это и есть удел женщины.

    И наконец, позволяет осознать истинные желания и стремления:


    Теперь до Энни дошло, что она неверно определила взрослую жизнь.

    А в самом финале предлагает читателям еще раз посмотреть на все рассказанное в романе и позволить себе принятие самих себя. Без прикрас, ужимок и уверток. И наконец разрешить себе жить так, как хочется.


    Деревья вели двойное существование, они принадлежали и земле, и воздуху. Их подземные кроны были столь же раскидисты, как крона липы, под которой она стояла, деревья жили в перегное точно так же, как в небесах, корни и ветви охватывали сходные пространства, предлагая друг другу перевернутый образ самих себя. Который из них был настоящим, а какой отражением? Ствол получал свою силу от этих переплетенных корней-ног, равно как от раскинувшихся ветвей-рук. Дерево — кто оно: дитя воздуха или творение гончара? Деревья превосходили людей: они умели сохранять равновесие, не прибегая к суетливым жестам, и продолжали стоять, даже погрузившись в сон. Так, может быть, в этом была тайна их долголетия?

    Читать или не читать? На первый взгляд крайне банальное произведение. Однако, ему как хорошему вину требуется время для осознание глубины, силы и заложенного смысла.

    54
    382