Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обезьяна и сущность

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Antimatter30 июля 2015 г.

    Но гордый человек, что облечен
    Минутным кратковременным величьем
    И так в себе уверен, что не помнит,
    Что хрупок, как стекло, – он перед небом
    Кривляется, как злая обезьяна,
    И так, что плачут ангелы над ним,
    Которые, будь смертными они,
    Наверно бы до смерти досмеялись.
    У. Шекспир «Мера за меру».

    Когда говорят о Хаксли в первую очередь вспоминают его «О дивный новый мир» или же его романы нравов. Так что я даже не подозревала, что помимо «Мира» у него есть еще какие-то стоящие антиутопии. Удивительно короткое произведение, и в то же время невероятно емкое и глубокое. Складывается впечатление, что разбирать «Обезьяну» можно бесконечно, начиная с названия, аллюзии к Шекспиру, как и в «О дивном новом мире» кстати, заканчивая смысловой нагрузкой произведения. В целом заранее оговорюсь, что на мой вкус Хаксли невероятно крут, не смотря на.

    Роман имеет рамочную композицию, и представляет собой, произведение в произведении. Внешней частью, рамкой, здесь является написанная от первого лица история двух друзей-англичан, нашедших текст киносценария, а внутренней, основной, сюжет антиутопии — тот самый сценарий. При этом рамка, хоть и имеет очень небольшой объем, обрисована невероятно правдоподобно, а повествование ведется от первого лица. Я довольно долго недоумевала, зачем Хаксли понадобилось печатать чужой роман под своим именем=) Ведь и в самом деле, довольно часто именно так выглядят авторские предисловия, повествующие о том, как была написана книга. Впрочем, в данном случае «предисловие» является частью основного сюжета, оно привязывает основную часть, со всеми ее фантастическими элементами, к реальной жизни. Основой для привязки в романе служит смерть Махатмы Ганди, одного из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Разработанная им философия ненасилия (сатьяграха), основанная на двух идеях: отказе от насилия и готовности переносить боль и страдания, - в романе, как и в реальной жизни, впрочем, рассматривается как островок человечности в циничном и жестоком мире. Смерть Ганди здесь показана как начало кризиса человеческой цивилизации.


    Мы убили Ганди, потому что после короткой (и смертельной) политической игры он отказался от нашей мечты о народном порядке, о социальной и экономической красоте; потому что он попытался напомнить нам о конкретном и всеобъемлющем факте существования реальных людей и внутреннего Света.

    Мысли и чувства главного героя в дальнейшем получат отклик в киносценарии, связав сюжет в одно целое.

    Сценарий — антиутопия, рассказывающая об обществе, сформировавшемся на руинах цивилизации, и противостоянии образованного интеллигента из вне жестоким «обезьянам». Мир после ядерной катастрофы, не затронувшей только Новую Зеландию, где всеобъемлющий технический регресс привел к тому, что промышленность, медицина, сельское хозяйство, как и большинство направлений человеческой деятельности, не только перестали развиваться, большинство открытий и изобретений были забыты, люди практически перестали создавать что-то самостоятельно и используют то, что еще осталось от жизни до катастрофы. Власть поделена между церковью Велиала, имеющей практически неограниченные возможности и ресурсы, и вождем. В межличностных отношениях правит полиамория, институт брака полностьюразрушен, но сами «отношения» позволены лишь в Велиалов день. Ослушавшихся заветов объявляют «бешеными» и хоронят заживо. Единственным выходом для таких людей является бегство в почти мифическую общину на севере, где население на 85% состоит из бешеных. Стоит еще упомянуть, что вокруг всего этого радиация, а следовательно и мутации. Церковью в то же самый день проводится своего рода этническая чистка — младенцев, рожденных с недозволенными мутациями, убивают, а их матерей наказывают. В отношении этого есть у меня некое подозрение, что Олдос Хаксли очень не любит женщин, иначе зачем бы ему доводить до абсурда их местоположение в религиозной системе. Женщин здесь называют не иначе как «сосудом», ответственным за все грехи, ставя ей в вину рождение ребенка с отклонениями, почему-то забывая, что в зачатии обычно участвуют двое... В общем, меня жутко крипануло.

    Главный герой — доктор Альфред Пул, ботаник из той самой Новой Зеландии, не подвергшейся воздействию радиоактивного излучения, приезжает с экспедицией в Америку с целью изучить последствия катастрофы и сталкивается с агрессивно настроенными остатками местного населения. Узнав что он специализируется в сельском хозяйстве, его заставляют остаться, чтобы научить людей получать хорошие урожаи на зараженной радиацией земле. Здесь он встречает Лулу, в которую влюбляется. Развитие характера обоих персонажей, как доктора, так и его любимой, происходит достаточно быстро, они словно взрослеют на глазах, решаясь сбежать и отправится на поиски северной общины, жизнь в которой свободна от местных порядков.

    Обычно я очень не люблю открытые концы в книгах, мне важно знать, что все закончилось, не важно хорошо или плохо. Здесь же он смотрится весьма органично. Автор словно предлагает читателю самому решить, обретут ли герои новый дом на севере или станут жертвами системы. А Вы как думаете?

    3
    151