Рецензия на книгу
Мегрэ и сумасшедшая
Жорж Сименон
Аноним13 июля 2025 г.Возраст, подозрительность, сумасшествие и убийство
Не люблю недочитанные сборники и незаконченные серии! Чтобы я что-то бросила, это что-то должно вступить со мной в значимые противоречия, коими абсолютно не является простая несимпатия к главному герою. Это я так оправдываюсь в том, почему в моей читательной жизни вдруг снова всплыл Мегрэ, которого далее запланировала пропесочить. И немного закладываю на будущее, конечно – про французского комиссара будут еще чуть позже произведения и мнения, ведь сборник я пока так и не дочитала (еще три «платья» осталось!).
В списке причин «Почему я не люблю комиссара Мегрэ?» сегодня прибавился новый пункт – главный герой Жоржа Сименона отказал восьмидесятишестилетней старушке, обратившейся к нему за помощью, окрестив ее сумасшедшей только из-за возраста, и вскоре женщину убили. Косвенный виновник этой трагедии, считаю, Мегрэ!
Будущая жертва пришла к комиссару сама – обратила внимание, что в ее квартире вещи стали менять свое местоположение. Мадам Антуан де Караме уже много лет вдова. Родственников, кроме племянницы и ее взрослого сына, с которыми она практически не общается, нет. Подруг тоже. Значимыми богатствами старушка не обладает, живет скромно, зла никому не причиняла, быт ведет самостоятельно, придерживаясь личного расписания – по утрам мадам Антуан де Караме ходит за продуктами и подышать воздухом на скамейке в парке, потом возвращается в квартиру. В последние недели старушка начала замечать, что после ее утреннего променада вещи стали находиться не там, где она сама их всегда держала. А еще, как будто, во время прогулки мадам Антуан де Караме начало казаться, словно за ней кто-то следит. Причины? У старушки нет никаких идей, но за свою жизнь ей стало страшно, потому женщина поторопилась попросить помощи у прославленного Мегрэ.
Французский комиссар вмешаться в происходящее не поспешил. Сначала прислал вместо себя помощника, а после отделался отговоркой, что если старушка прекратит приходить к зданию полиции каждый день, то он может и заглянет к ней на досуге. В общем, типичное: «Приходите, когда убьют!».
К сожалению, исход игнорирования подобного рода жалоб всегда одинаков – старушку убивают, и вот уже пристыженный Мегрэ, пытаясь себя про себя оправдать, мчит по адресу мадам Антуан де Караме, чтобы взяться за расследование.
Несмотря на столь нелицеприятное начало истории, завязка дела мне по-читательски понравилась, заинтриговала. Показалось, что дело выйдет стоящим. Однако я ошиблась.
Круг подозреваемых комиссар определил сразу, вот только автор так активно продвигал мысль, что все они непричастны, что я в какой-то момент всерьез в это поверила и решила, что в кульминацию сюжета как черт из табакерки в текст должен выпрыгнуть настоящий виновный-кукловод, который все это время мастерски манипулировал следствием и подставлял явных подозреваемых. Но не случилось! В кульминацию чертом из табакерки стала прозорливость Мегрэ, проснувшаяся в нем из ниоткуда, которая ни с того ни с сего определила причину гибели старушки и таким образом комиссар «вычислил» убийцу. И это был не вотэтоповорот! Авторская манипуляция скорее вызвала у меня гримасу удивления на лице и глупейшее громкое: «Чего-о-о?» на весь дом.
Получилось странно. В один момент потенциально неплохой детективный сюжет превратился в довольно обыденный недопроцедурал о работе Мегрэ и его команды. При этом большую часть событий процедурал упорно притворялся детективом – время уделялось подозреваемым, жертве, их историям, проверке алиби. Главный герой, его супруга, его подчиненные автором игнорировались. Они были статичны, как и полагается быть любой расследовательской команде в классическом детективе (если никогда не замечали, обратите внимание – это очень забавно!). Однако под конец – держите, распишитесь! Я осталась огорошена.
Завершить небольшое по объему произведение автор решил неоднозначно, снова вроде как подняв философский вечный вопрос о преступлении и должном ему наказании. Наверное, в этом следовало увидеть глубину, но я лишь в который раз отметила для себя, что Мегрэ опять проявил больше бюрократическую натуру, которой важно не добиться справедливости, а разрешить головоломку в голове, успокоить мысли знанием имени убийцы, заполнить отчет и дать интервью журналистам. Ну как так-то? По сравнению с французским комиссаром даже Ниро Вульф выглядит порой образцом альтруизма и человеколюбия!
Прочитав «Мегрэ и сумасшедшую», я подытожила для себя: у Сименона есть два типа структуры сюжета. Первый – классический детектив с классическим расследованием. Произведения такого рода мне очень заходят и нравятся несмотря на то, что Мегрэ в них порой не менее нелеп (в моих глазах, естественно). Второй тип структуры – это эксперименты с детективной линией. Французский комиссар либо топчется на месте, блуждая в четырех соснах, либо с самого начала схватил за руку убийцу, но не знает как доказать его виновность, либо знает как доказать виновность убийцы, но как его поймать и привести в участок не представляет. И вот с этими произведениями, к коим безусловно относится и «Мегрэ и сумасшедшая», у меня возникают проблемы. Мало того, что я не фанат главного героя, так еще и в тексте оказывается, что зацепиться не за что! И тогда приходится кактусом немного подавиться.
В очередной раз отправляю честные 3,5 балла в сторону автора. С советом, увы, сегодня не помогу. Вайб французского детективщика все еще витает где-то не рядом, отказываясь в меня проникать и захватывать! Впрочем, это не мешает гарантировать, что следующим произведениям про Мегрэ в моих мнениях все равно быть!
1790