Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трагедии. В двух томах. Том 1

Еврипид

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июля 2025 г.

    Личные заметки, сделанные при чтении книги

    Алкеста
    По просьбе Аполлона Мойры готовы избавить царя Адмета от смерти, если кто-то будет готов умереть вместо него. Родители Адмета отказались спасти жизнь сына ценой своей жизни. Эту жертву готова принести Алкеста - супруга царя. Она умирает. Адмет скорбит. Но не позор ли - смерти избежать, "отдав свою жену Аиду"?

    Медея
    Один из наиболее известных сюжетов греческой мифологии. Во многом благодаря многочисленным литературным интерпретациям.
    У Еврипида в Медее поражает внутренняя мощь, сила характера, безумная "злоба её,/Души её тёмное пламя"
    Если учесть каково было положение женщины в античном обществе и в семье, то действия Медеи - это противостояние общественным нормам. И как бы не обсуждался и не осуждался современным читателем её поступок - оправдание ему во-первых, в стремлении оскорблённой женщины максимально жестоко отомстить Ясону , при этом важно, что она сама понимает чудовищность избранного ею деяния


    стеная,
    Я передам теперь, какое зло
    Глядит в глаза Медее после... Я
    Должна убить детей.
    И их не вырвет
    У нас никто. Сама Ясонов с корнем
    Я вырву дом.

    А во-вторых, первый акт её мести всё равно привёл бы к гибели детей, но уже от рук разгневанной толпы или палача.
    Ясон со всеми его стенаниями жалок на фоне Медеи.

    Гераклиды
    Пожалуй, главное - жертвенный подвиг Макарии, остальное - хроника событий.
    Об афинской демократии. Слова правителя Афин Демофонта:


    Ведь я не варвар-самодержец: власти
    Моей постольку граждане покорны,
    Поскольку сам покорен правде - царь.

    Ипполит
    Еще одна история, утверждающая, что человек - игрушка в руках богов. Гнев Афродиты на сына Тезея Ипполита, вызванный тем, что он


    Меня, Киприду, ставит ниже всех богов,
    Супружество поносит и любви бежит.

    порождает успешно реализованный план коварной мести. Душевные муки Федры вызывают сочувствие, но её предсмертное письмо, написанное осознанно - поступок хотя и объяснимый, но не благородный.


    ...Я умру, сраженная
    Любовью горькой. Но кому-то смерть моя
    Послужит наказаньем, чтоб несчастную
    Не презирал кичливо. Пусть хоть доля зла
    Его затронет ...

    Хотя так же как и преступная любовь к Ипполиту он может быть внушен ей Афродитой. И в этой трагедии образ Федры показался мне наиболее ярким, титульный герой, несмотря на его "положительность" и готовность умереть, но не стать клятвопреступником, вызывает меньше сочувствия.

    Андромаха


    А что судьба
    Назначила, неси. То Зевса воля.
    Богами всем один назначен жребий.
    И каждый там читает: ты умрешь.

    Вдова Гектора - Андромаха становится наложницей Неоптолема - сына Ахилла. Гермиона, ставшая женой Неоптолема желает смерти Андромахи и рожденного ею от Неоптолема сына. К финалу вмешивается Орест, в супруги которому когда-то была обещана Гермиона. Плюс противостояние двух царей - Пелея (дед Неоптолема) и Менелая (отец Гермионы).
    Мораль:


    О, как бессмыслен тот,
    Кто ищет жен с приданым! Благородных
    Ищите жен для сыновей, и в дом
    Лишь честный дочь отдать ты должен, если
    Не хочешь злой жены. И если б все
    Так рассуждать могли, то не пришлось бы
    И гнева нам бессмертных трепетать.

    Гекуба
    Еще одна трагедия побежденного Илиона. И хотя у Еврипида не раз во всех бедствиях и смертях этой войны обвиняется Елена, но большие страдания и муки приходятся на долю женщин Трои. Гибель в бою мужчины - это достойная смерть и по тем временам такой исход в жизни - событие нередкое. О погибшем скорбят, но им и гордятся, его прославляют. Трагедия возникает, когда женщина, потеряв в войне мужа, становится рабой победителей и смерть угрожает её последней опоре и любви - детям. Такова участь Гекубы. Но, пожалуй, высшей точкой трагедии становится рассказ о смерти её дочери Поликсены, приносимой в жертву богам при погребении Ахилла.


    Тут, взявшись за эфес,
    Царь меч извлек сияющий. А свите
    Отборной он кивает, чтоб схватила
    Она юницу. Ею царский знак
    Уловлен был, и речь ее ответом
    Была к толпе: Вы, Аргоса сыны,
    Что город мой разрушили! Своею
    Я умираю волей. Пусть никто
    Меня не держит. Я подставлю горло
    Без трепета. Но дайте умереть
    Свободною, богами заклинаю,
    Как и была свободна я. Сойти
    Рабынею к теням царевне стыдно".
    И смутный гул покрыл слова. А царь
    Агамемнон сказал: "Освободите".
    И, царское приявши слово, дочь
    Приамова от самого плеча
    И по пояс свой пеплос разорвала,
    Являя грудь прекрасней изваяний.
    Потом, к земле склонив колено, так
    Сказала нам она отважно: "Вот,
    О юноша, вот - грудь моя, коль хочешь
    Разить ее, ударь; а если шеи
    Возжаждал нож, - мое открыто горло".

    Геракл
    Не столь известный, как 12 подвигов, но подлинно трагический эпизод из жизни Геракла -

    в безумии, наслонном мстительной Герой, он убивает жену и детей.

    И ещё одно подтверждение, что человек - игрушка в руках богов.

    Ифигения в Тавриде
    И вновь - отголосок троянской войны. Довольно давно читал вариант Гёте. Помню, что неожиданно для себя чтение это захватило и драма произвела впечатление и запомнилась (так же как неожиданно увлек "Рейнеке - лис" из того же тома). Сейчас, очевидно уже "глаз замылился" и трагедия эмоций не вызвала, исход известен по мифу, а какого-то внутреннего накала в образах или страстях героев не заметил. В комментариях говорится о мастерстве и тонком психологизме Еврипида в выстраивании диалога узнавания брата и сестры. Что ж, с этим нельзя не согласиться.

    Киклоп
    Девятое и последние произведение сборника. Безусловно - не трагедия, скорее драма с комедийными элементами, в основе которой известный эпизод из странствий Одиссея (и еще раз - привет Илиону!).

    14
    116