Рецензия на книгу
Золотой Осел
Апулей
Аноним12 июля 2025 г.Пока читал этот античный роман, заметил себе несколько пунктов, опасаясь, что потом забуду. Ну и вот они, эти пункты.
1) было и забавно, и удивительно, и даже изредка немного огорчительно обилие так называемых вставных новелл. Их в «Золотом осле» полно, и, кажется, объёмом они превышают основное повествование. Особенно мифическая история об Амуре и Психее, которая из одиннадцати «книг» романа занимает чуть ли не две в сумме. Вот на этой истории и было немного огорчительно и даже раздражающе. Она сама по себе-то классная, но уж куда и зачем, думал я, вставлять миф в роман? Кажется, даже без изменений или с незначительными трактовками.
Вообще вставные новеллы здесь разного объёма и тональности, есть трагические, есть юмористические. Они влияют на ритм чтения;2) к слову, о юморе. Превратившись в осла, рассказчик раскрыл в себе комедийный талант. Ослиный юмор не выделяется специально, скорее, он внедряется как бы исподволь. Тем и хорош;
3) к слову, о ритме чтения. Ещё на него влияет сладкословие Апулея (и переводчика на русский Михаила Кузмина), можно его по древнерусскому образцу назвать плетением словес. Мне было занятно за ним наблюдать чисто с точки зрения того, что это древний образец стиля. Если бы сейчас кто-то так написал, я бы это говно выкинул сразу;
4) самое главное моё ощущение и наблюдение во время чтения – ассоциации с фильмом «Наудачу, Бальтазар!», одним из самых мощных кинофильмов, которые я видел, при этом одним из самых эмоционально тяжёлых для просмотра. Только в «Золотом осле» злоключения животного (точнее, превратившегося в него человека) поданы или в ироническом ключе, или как игра Фортуны, что помогает ослу никак не относиться к своим мытарствам, а сослаться на судьбу. В кино же тон другой.
А потом я почитал немного о романе и о фильме, и, по всей видимости, режиссёр действительно намеренно переосмыслял «Золотого осла»;5) ослик на протяжении всех событий остаётся оптимистом, и это меня привлекало, но также и поддерживало, ведь трудности ему выпали нешуточные, и я переживал. Вот так писатель может поддержать читателя!
Мировая художественная культура (не школьный курс) даже если и является кучей разнозненных кусков, это связанные между собой куски. Это в жизни нет ни связи, ни смысла, их надо привносить самому, а в искусстве и культуре как глобальном явлении они есть. Так что, если хотите лучше эти связи понимать, можете читать классику. И под классикой имеется в виду не Пушкин с Толстым, а, конечно, античные авторы.
А ещё в «Золотом осле» очень интересная и эмоционально насыщенная концовка, и ещё интереснее – финал концовки.
4261