Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мерзкая плоть

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июля 2025 г.

    Безжалостная сатира

    Эта книга является одним из самых ярких представителей сатирической прозы. Автор высмеивает английское общество двадцатых годов прошлого века, показывая противостояние уходящий викторианской эпохи и яркой, бунтарской "золотой молодёжи". Прошлое поколение исчерпало себя, оно ходит по кругу, как будто из раза в раз пережёвывает одно и то же блюдо, не видя перед собой разнообразия другой кухни, а в тайне даже завидуя возможностям молодёжи. Так одна из достопочтенных дам говорит своей подруге:


    — Ах, вернуть бы молодость, Китти! Как вспомнишь, на какие ухищрения нам приходилось идти, чтобы хоть отчасти согрешить... эти встречи под утро... а в соседней комнате спит мама...

    Представители нового поколения впадают в другую крайность — они находятся в постоянной гонке за удовольствием, развлечениями, куражом. Одна из героинь хочет выйти замуж, главным образом потому, что ей стало скучно. Им необходимо все время быть в движении, развлекать себя, можно даже сказать — отвлекать от реальности. Складывается впечатление, что они боятся остановиться, боятся остаться в тишине наедине в самим собой, боятся задуматься о себе, о жизни. По большей части — это аристократы, часто не имеющие средства к существованию, бездельники, живущие в кредит. Они тоже движутся круг за кругом, но с немыслимой, одуряющей скоростью. Автор наглядно показывает, что такая безрассудная гонка может привести только к трагедии.

    В самом начале произведения Ивлин Во показывает нам разные слои общества, переживающие качку на проходе. Он описывает их с забавной сатирой, вызывающей улыбку. Но в дальнейшем нас ждёт фарс, достаточно жёсткий, циничный юмор, чёрный юмор, сарказм. Писатель безжалостен к своим персонажам и к обществу в целом. Старшее поколение закоснело, лишилось разума, во чтобы то ни стало хочет укрепить старые порядки. Мать убеждает свою дочь, что они с отцом не будут принуждать её к выгодному браку, но её слова и действия убеждают нас в обратном, и нацелены только на достижение заветной цели. Новое поколение потеряло голову в сумашедшей гонке жизни. Они тоже ничего не видят вокруг, поскольку несутся слишком стремительно. Автор не оставляет для них никакой надежды.

    Ещё один очень любопытный срез общества показан в образах знаменитой праведницы миссис Оранг и её Ангелов. Они олицетворяют собой пороки, скрывающиеся за личиной добродетели и открывающиеся читателю постепенно, на протяжении всей книги. В сцене на пароходе нас знакомят с пороком жажды наживы, стяжательства.


    «Спасение души не идет впрок, когда дается бесплатно» — таково было ее любимое изречение.

    Хорошая порция насмешки получила пресса, её страсть к громким заголовкам и сенсационным сообщениям. Здесь важно понимать, что Золотая молодёжь вызывала такой сильный резонанс в обществе, что пресса действительно следила за каждым её шагом. В печати сообщалось, где и какие вечеринки были проведены, кто на них присутствовал, в каких нарядах и образах были участники.

    Адам, один из персонажей книги, став автором подобной газетной колонки, пошёл дальше — он стал писать о вымышленных представителях творческой элиты и аристократии, которые продолжили самостоятельную жизнь, — о них писали в других изданиях, о них говорили в обществе как о хороших знакомых. Адам стал задавать тон моде, придумывая гардероб своим персонажам, но дал маху в "шляпном" деле.

    Читая эту книгу, я не могла не сравнивать с фильмом "Золотая молодёжь" 2003 года, который посмотрела ещё несколько лет назад. Кинокартина сильно отличается от данного романа, его авторы не были так суровы и безжалостны к своим персонажем как Ивлин Во. Они изменили финал истории, тем самым подарив надежду английскому обществу, молодым аристократам в частности. Ивлин Во своим финалом оставил послевкусие полный безнадёжности.

    В киноадаптации сделан упор на отдельные личности. Трагедия всего общества смещена на отдельных людей, в отличие от книги персонажи вызывают сочувствие. Им предали черты человечности, наделили глубокими переживаниями. Трагизм и чувство безысходности в образе молодого журналиста Саймона не может не вызвать сочувствия. Писатель же в своей книге ставил несколько другие цели, все его образы и приёмы работают на сатирический жанр. Его произведение даёт насмешливый, гротескный портрет Золотой молодёжи, представителем которого являлся и он. Автор создал картину постоянной бессмысленной круговерти, которая мчится от реальности жизни, стремясь забыться в весёлом угаре.


    Костюмированные вечера, дикарские вечера, викторианские вечера, вечера эллинские, ковбойские, русские, цирковые, вечера, на которых меняются костюмами, полуголые вечера в Сент-Джонс-Вуд, вечера в квартирах и студиях, в домах и на кораблях, в отелях и ночных клубах, на ветряных мельницах и в плавательных бассейнах, школьные вечера, где пьют чай с пышками, безе и консервами из крабов, оксфордские вечера, где пьют старый херес и курят турецкие сигары, скучные балы в Англии, нелепые балы в Шотландии и отвратные танцульки в Париже — все эти сменяющиеся и повторяющие друг друга людские скопища... Эта мерзкая плоть...
    9
    166