Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Death's End

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним11 июля 2025 г.

    В тех, кто заглядывает в бездну, она заглядывает тоже

    Заключительный том трилогии Лю Цысиня отличается истинно вселенскими масштабами и огромных охватом времени. Избежав угрозы со стороны цивилизации Трисоляриса, человечество переживает крайне опасный для себя период. Само существование Солнечной системы находятся под большим вопросом: "тёмный лес" проявил себя, и его представители уже рыщут взглядом среди пустот вселенной в поисках любых сигналов какой-либо разумной жизни. Неважно, существует ли эта жизнь на уровне передачи только радиопозывных или она уже освоила звездолёты, которые позволяют перемещаться между галактиками со скоростью света. Эта цивилизация должна быть уничтожена, поскольку потенциально она может развиться до более высокого уровня и по какой-то причине уничтожить любую другую цивилизацию.

    Цысинь очень хорошо показывает нам то, что то при всем возможном обилии жизни во вселенной, представители этой жизни далеко не гуманоиды во всех смыслах этого слова - им не присуще то, что мы бы назвали гуманностью. Они беспощадны, они не будут разбираться, есть ли в другом экзомире уникальная культура или иные выдающиеся черты. Они не проявляют интерес к другим формам жизни, поскольку, те, вопреки обилию ресурсов, с большой долей вероятности тоже не станут терпеть представителей иного вида. Такая вот ксенофобия во вселенском масштабе.

    Хотя, если подумать человечество также вело себя аналогично с себе подобными видами. Фактически мы, хомо сапиенсы, очень быстро истребили всех своих наиболее близких родственников. Не стало неандертальцев, кроманьонцев, синантропов, денисовского человека. По сути, мы тоже не терпим никакие потенциально конкурентные формы жизни даже в пределах одной единственной планеты. В общем, автор показывает нам вселенную, которую мы заслужили.

    Книга позволяет взглянуть под другим углом на многие события человеческой истории - от падения Константинополя под натиском османов до биографии лиц, чьи судьбы были известны читателю по первой части трилогии. То забегая в будущее, то возвращаясь к прошлому, он объясняет многое, что казалось мистическим или непонятным. Формализм в общении героев и бесконечные -измы ушли в далёкую Эру Кризиса, и персонажи наконец стали разговаривать как нормальные люди, а не члены компартии.

    Но текст всё равно не идеален. Увы, не обошлось без печальных клише. Жена русского по фамилии Вадимов - балерина Ксения. Такая жена есть у каждого русского человека наравне с балалайкой на стене и ручных медведем на кухне. Американцы, конечно же, даже в ХХII столетии продолжают общаться с миром в хамоватой манере сквозь стиснутую в зубах сигару и закидывать ноги на стол. А китайские военные - это бравые китайские военные, идеологически подкованные и безупречные.

    Я понимаю, что ни что не ново под луной, и книга попеременно напоминала мне произведения многих фантастов. Сама ее структура- повествование, перемежаемое выдержками из созданных в будущем книг или трудов отсылает хотя бы к "Волны гасят ветер" Стругацких, а прибытие на Землю звездолёта "Бронзовый век" чем-то напоминает главку "Возвращения" из созданного братьями мира Полудня. Несмотря на некоторую вторичность, Лю Цысинь привнёс новые интересны размышления о природе людей, заброшенных далеко в просторы вселенной. У них вырабатывается совсем иная мораль, иные устои. И в целом описание происходящего на кораблях, вылетевших далеко за пределы родной звёздной системы и столкнувшихся с ранее не известными явлениями, весьма увлекательны. Добротная космическая фантастика, какой я себе её представляю.

    В общем, книга, наверное, понравилась мне более двух предыдущих, но другие произведения автора читать не тянет.

    4
    145