Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В ожидании варваров

Дж. М. Кутзее

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июля 2015 г.

    Так кто же варвар-то?..
    Как только дочитала книгу, села писать рецензию. Сразу же поняла, что нужно, чтобы прошло некоторое время. И вот, я снова вернулась к ней. Но не потому, что готова приступить к рецензии (судя по всему, эти строки я пишу лишь для того, чтобы потянуть время, собраться с мыслями), а потому, что поджимает время (книга прочитана в рамках игры).
    Думаю, что окончательно определюсь с оценкой и с тем, каково же мое отношение к данному произведению позже – возможно, через месяц (или даже два) – ведь в случае с этой книгой важно не то, как я восприняла ее сразу после того, как перевернула последнюю страницу, а послевкусие, которое проявится через какое-то время. И, не исключаю, что внесу изменения в данную рецензию.
    Теперь, пожалуй, пора вернуться к самой книге.
    1. Не могу не отметить оригинальный, превосходный язык автора, его манеру повествования. Да, несомненно, местами повествование слишком затянуто, Кутзее подробно описывает как героев, так и (в особенности) пейзаж: мне без преувеличения казалось, что песок хрустит у меня на зубах; я вместе со всем городом ощущала эту изнурительную жару, мерзла с судьей в снежной пустыне; чувствовала абсолютно все запахи, что порой было настоящей мукой. Но их невозможно не чувствовать, так подробно их описывает автор. Таким образом, произошло полное погружение в книгу, в жизнь маленького пограничного городка, живущего в своем, практически связанном с внешним миром пространстве и времени. Кстати, важную роль для меня сыграло и место действия – не знаю почему, но тема пустыни и степи в искусстве очень привлекательна для меня.
    2. Данное произведение – относительно небольшой по объему роман-притча. Что, кстати, совсем не мешает ему быть столь многогранным. Я не смогла прочитать книгу в один присест, хотя, когда взяла ее в руки, была уверена, что так и будет. Мне приходилось делать перерывы в чтении, которое заняло несколько дней.
    Более того, у меня возникло ощущение, что я прочитала две книги. В первой рассказывается история о непонятных (на тот момент) для самого рассказчика (пожилого судьи) отношения с молодой девушкой-варваром. Эта часть произведения понравилась мне больше второй половины – есть в ней что-то уникальная.
    Вторая книга повествует о тех трудностях, с которыми рассказчик столкнулся, вернувшись из похода, который он организовал для того, чтобы доставить неназванную девушку обратно, к ее соплеменникам. Эта половина книги понравилась мне меньше потому, что события, описываемые в ней предсказуемы, и все время не покидало ощущение, что Кутзее пишет, пусть и в своей уникальной манере, но все же о том, что я уже читала ранее – ведь он поднимает вечные вопросы: противопоставление человека и толпы, противостояние интеллигенции и тоталитаризма (все время возникали мысли о «1984», хотя и главные герои отличаются, и место действия. Но есть и определенные сходства, как, например, то, что государству в обоих романах просто необходим внешний, во многом надуманный враг).
    3. Главный герой. Судья, на мой взгляд, далеко нетипичный образ главного героя. Он не лишен недостатков: регулярно встречается с девушками легкого поведения, берет в дом девушку-варвара; поначалу он кажется нам слишком слабым (как физически в силу возраста и образа жизни, так и духовно), неуверенный в себе. Когда старик подвергается всяческим унижениям и пыткам со стороны военных, он молит о пощаде, унижается ради еды – делает все необходимое для того, чтобы сохранить свою жизнь. Казалось бы, какой же это герой? Но, проходя все жизненные невзгоды, на которые автор не скупится, судья не отказывается от своих нравственных идеалов. И не удивительно, что после ухода военных, именно на него вновь возлагают надежду все те люди, которые развлекались, наблюдая за тем, как его унижали (кстати, на толпу протагонист совсем не в обиде).
    4. Варвары. Так кто же на самом деле в данной истории варвары? Уж точно не те лучники-наездники, живущие далеко в пустыне и так и ни разу не вступившие в открытое противостояние с представителями Империи. Эти стали случайной жертвой – тем самым внешним врагом, который просто необходим для тоталитарной Империи, ведь без него она просто развалится.
    Всю книгу горожане и военные ждут того, что варвары вот-вот придут, уничтожая все на своем пути, станут убивать, грабить, насиловать. И, кстати, все вышеупомянутое произойдет. Но сделают это вовсе не варвары.
    А варвары так и не придут. Ведь они и так уже здесь, в этом провинциальном городке, в солдатах, которые весь год пользовались благами города, а потом, когда возникла реальная угроза, собрали в один прекрасный день все свои пожитки, отобрали все, что только можно у горожан и ушли. Варвары живут в каждом местном жителе, не просто пришедшем понаблюдать за тем, как издеваются над пленными и казнят их, но и с удовольствием принимают участие в данном процессе, позволяют своим малолетним детям лицезреть столь бесчеловечное зрелище:


    Наблюдаю за лицом маленькой девочки, которая стоит в переднем ряду толпы, ухватившись за материнский подол. Глаза у нее округлились, во рту она держит палец: замершая, напуганная, она, не отрываясь, с любопытством глядит, как избивают этих больших голых дядей. И на лицах всех, кто меня окружает, даже на лицах тех, кто улыбается, вижу точно такое же выражение: не злоба, не кровожадность, а любопытство, столь ненасытное, что оно выпило из тела людей все соки, и жить продолжают лишь глаза, органы, призванные утолить этот новый по ощущению, неуемный голод.

    Поэтому, как нельзя кстати высказанная судьей мысль:


    Притаившегося в нас зверя должны натравливать только на самих себя.

    P.S. Наверное, я должна объяснить, почему несмотря на все вышеупомянутое моя оценка не 5, а 4. Все очень просто. Лучшим определением для данной книги является название издания, в котором я его читала – «Интеллектуальный бестселлер». Это произведение было создано для ума, и мой интеллект получил огромное удовольствие. Но вот мое сердце так и осталось безучастным…

    17
    39